Привлечь к ответственности за неуплату страховых взносов на основании выписки из акта выездной налоговой проверки ПФР не может
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.10 № А27-5256/2010 Скачать Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.10 № А27-5256/2010 Суть спора. Управлением ПФР на основании акта выездной налоговой проверки, проведенной налоговым органом в отношении общества, вынесено решение о привлечении его к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании. Считая, что указанное решение является незаконным и нарушает ее права и законные интересы, компания обратилась в арбитражный суд. Позиция суда. Судьи пришли к выводу, что Пенсионным фондом РФ не доказана обоснованность начисления страховых взносов и соответствующих пеней. На основании статьи 14 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачи-вать страховые взносы в бюджет ПФР и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Согласно статье 2 Закона № 167-ФЗ, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются за-конодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом. В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ* (далее – Закон № 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. По страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством данные функции выполняют ФСС России и его территориальные органы. Взыскание страховых взносов производится по решению указанных органов путем направления в банк поручения на списание и перечисление в бюджеты соответствующих внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 19 Закона № 212-ФЗ). * «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обя-зательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». При этом, исходя из норм пункта 2 статьи 25 Закона № 167-ФЗ, налоговый орган обязан передавать территориаль-ному органу ПФР сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности. В свою очередь, территориальный орган ПФР в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 1 ст. 25.1 Закона № 167-ФЗ). В соответствии с письмом ФНС России от 03.12.07 № ШТ-6-06/925 (далее – письмо № ШТ-6-06/925) под материалами налоговых проверок надо понимать выписки из решений, принятых по результатам проведения проверок, касающиеся вопросов правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Исходя из содержания изложенных норм, на налоговом органе лежит обязанность по выявлению суммы задолженности по страховым взносам и направлению таких сведений в территориальный орган ПФР, который уже самостоятельно при-влекает страхователя к ответственности в виде штрафов, выносит соответствующие решения. Таким образом, налоговые органы направляют в органы ПФР только сведения о сути задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование**, выявленной по результатам проведения налоговой проверки в порядке, установленном статьями 100, 101 НК РФ. ** В соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между ФНС России и ПФР от 02.12.03 № БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С. Пунктом 2 статьи 27 Закона № 167-ФЗ предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате умышленного занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страхо-вых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов. Из приведенных норм следует, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами посредством проведения проверок в порядке статей 100, 101 НК РФ, результат ко-торых оформляется соответствующим решением. Полномочиями по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов наделены только территориальные ор-ганы ПФР. Такое взыскание производится на основании сведений налогового органа, полученных в ходе проверки, резуль-таты которой (решение) вступили в законную силу. Следовательно, управление ПФР было не вправе выносить оспариваемое решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения на основании выписки из акта выездной налоговой проверки, выводы которого не являются результатом проведенной проверки. Судом установлено, что решение налогового органа от 1 марта 2010 года было получено обществом 5 марта 2010 года и обжаловано в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Кемеровской области 22 марта 2010 года. В связи с чем на момент принятия решения о привлечении к ответственности управление ПФР не располагало сведениями о вынесенном решении и вступлении его в законную силу. При этом суд отметил, что принятие решения фондом о привлечении общества к ответственности за неуплату страховых взносов до установления факта недоимки налоговым органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления и уплаты взносов, является недопустимым. Ведь в соответствии со статьей 106, пунктом 6 статьи 108 НК РФ в предмет доказывания при привлечении к налоговой ответственности входят обстоятельства, подтверждающие, что правонарушение со-вершено в результате виновных противоправных действий (бездействия) лица, привлекаемого к ответственности, свидетель-ствующие о наличии в его действиях состава правонарушения. Между тем в решении управления ПФР содержится лишь констатация факта занижения базы для исчисления страховых взносов, но не указывается, в чем заключается противоправность деяния и в какой форме выражена вина страхователя. Это противоречит требованиям пункта 3 статьи 100, пунктов 5, 8 статьи 101, статей 106, 108 НК РФ. Доводы фонда о том, что с 1 января 2010 года вступил в силу Закон № 212-ФЗ, изменивший порядок и основания привлечения страхователей к ответственности за неуплату страховых взносов, суд не принял по следующим основаниям. В статье 39 Закона № 212-ФЗ предусмотрен порядок вынесения органами контроля за уплатой страховых взносов решения по результатам рассмотрения материалов проверки, проведенной органами Пенсионного фонда РФ. В оспариваемом решении рассматривался акт проверки налогового органа, составленный на основании Закона № 167-ФЗ. Значит, рассмотрение акта также должно производиться в соответствии с Законом № 167-ФЗ. Кроме того, порядок вынесения решения, установленный Законом № 212-ФЗ, аналогичен порядку, предусмотренному статьей 101 НК РФ, который, как сказано выше, был нарушен управлением ПФР. Примечание «ДК». Статьей 25 Закона № 167-ФЗ, действовавшей до 1 января 2010 года, предусматривалось, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуще-ствляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов. Как уточнила Ксения Никитина, юрист группы предприятий «Корпорация Центр», налоговый орган был обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда РФ сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие на-личие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня ее выявления: Закон не конкретизировал, в каком виде и на каком этапе установления задолженности такие сведения должны были быть переданы налоговым органом в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ. В письме № ШТ-6-06/925 разъяснялось, что под материалами налоговых проверок следует понимать выписки из решений, принятых по результатам рассмотрения материалов проверок, касающиеся вопросов правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Такой подход вполне логичен, поскольку на момент составления акта недоимку нельзя считать установленной. Акт является документом предварительным, дающим налогопла-тельщику возможность представить свои возражения по изложенным в нем доводам. Более того, даже после принятия ре-шения (но до вступления его в законную силу) недоимку нельзя считать установленной. Таким образом, для привлечения Пенсионным фондом РФ плательщика страховых взносов к ответственности выписки из акта налогового органа недостаточно. Тем более, как подчеркивает суд, в решении территориального органа ПФР не сказано, в чем именно заключалась противоправность деяния и в чем конкретно выразилась вина страхователя. Данное решение не может быть признано законным. Об этом же говорится в постановлениях других арбитражных судов***. *** См. постановления ФАС Западно-Сибирского от 16.09.10 № А45-8160/2010, Уральского от 07.12.10 № Ф09-9695/10-С2 округов. С учетом норм статьи 62 Закона № 212-ФЗ суд справедливо указал, что акт, вынесенный до 1 января 2010 года, должен рассматриваться по правилам, установленным законом, действовавшим на момент принятия акта, то есть Законом № 167-ФЗ. Схожая позиция высказана в постановлениях ФАС Дальневосточного от 06.09.10 № Ф03- 6276/2010 и Западно-Сибирского от 29.07.10 № А03-16052/2009 округов.
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №5, март 2011 г. |
Другие новости по теме:
|
Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей
|
|