Действующий порядок ведения реестра государственных контрактов
В целях модернизации существующей системы государственных и муниципальных закупок принят ряд нормативно-правовых актов. Изменения были направлены на совершенствование процедур размещения заказов. Проанализируем их. Подготовка к внедрению Развитие экономики любой страны напрямую связано с эффективностью расходования бюджетных средств, в том числе на госзакупки. Одним из основных принципов совершенствования системы стал принцип внедрения, по сути, биржевых механизмов при размещении заказов на централизованных публичных интернет-порталах между заказчиками и поставщиками (исполнителями, подрядчиками). При этом постарались сделать максимально широким использование электронного документооборота и применение средств электронной цифровой подписи. Указанный принцип реализуется в несколько этапов. Первый этап. Утверждение перечня товаров (работ, услуг), закупка которых возможна только на основании результатов торгов в виде электронного аукциона, с обязательным применением электронных цифровых подписей (распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р). А также внедрение технологии проведения электронного аукциона в электронной форме на электронных интернет-площадках, обязательной для федеральных заказчиков. Второй этап. Создание и наполнение информационной базы, содержащей данные о полномочиях учреждений и организаций. В том числе и о полномочиях в сфере размещения заказов (Сводный перечень заказчиков) и обеспечения заказчиков новыми сертификатами ключей ЭЦП. Третий (заключительный) этап. Интеграция существовавших ранее федерального сайта, сайтов субъектов РФ и муниципальных образований в единый общероссийский официальный интернет-портал (www.zakupki.gov.ru). Данный сайт будет содержать объединенную информацию о закупках, осуществляемых от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Также предусмотрен переход на электронный документооборот между заказчиками и участниками размещения заказов. Необходимым условием для этого является наличие сертификатов ключей ЭЦП, выдавать которые теперь будет Федеральное казначейство. В целом была проделана огромная методологическая подготовка к внедрению официального сайта (www.zakupki.gov.ru). В том числе подготовлено и принято постановление Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 1191. Также Минэкономразвития России и Федеральным казначейством утверждены совместные приказы от 14 декабря 2010 г. № 646, № 21н; № 647, № 22н. Введен единый реестр контрактов Итогом проделанной работы стал ввод в эксплуатацию общероссийского официального сайта с 1 января 2011 года. Одним из его элементов стал единый реестр контрактов, вобравший в себя информацию о государственных контрактах, заключенных от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных контрактах, заключенных от имени муниципальных образований, а также о гражданско-правовых договорах федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений. Создание единого реестра контрактов потребовало внесения изменений в действовавший порядок. Основные изменения состоят в следующем. 1. В целях консолидации информации о заключенных контрактах реестр контрактов стал единым. >|Органом исполнительной власти, уполномоченным с 1 января 2011 года вести единый реестр контрактов, является Федеральное казначейство.|< 2. В связи с вступившим в силу Законом № 83-ФЗ расширился состав сведений, включаемых в реестр. Теперь подлежат включению в него не только государственные и муниципальные контракты, но и гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений. У бюджетных учреждений нового типа с начала этого года отсутствует возможность заключать государственные и муниципальные контракты (то есть контракты от имени публично-правовых образований). Соответствующие разъяснения были доведены совместным письмом Минфина России и Казначейства России от 31 декабря 2010 г. № 02-03-06/5491, № 42-7.4-05/5.2-12. Согласно Закону № 83-ФЗ, только казенные учреждения и органы государственной власти могут заключать такие контракты. Бюджетные же учреждения нового типа могут заключать лишь гражданско-правовые договоры. Государственные и муниципальные контракты, заключенные бюджетными учреждениями нового типа с 1 января 2011 года, могут быть признаны недействительными, например, по решению суда. 3. Для оптимизации ресурсных и временных затрат заказчиков на подготовку и регистрацию сведений установлен новый порядок оформления и включения данных о заключенных контрактах или гражданско-правовых договорах, их изменении, исполнении, прекращении действия (далее – сведения о контрактах) в единый реестр. Это полностью исключило бумажный документооборот. Теперь заказчик может не носить сведения в уполномоченный орган, как было раньше, а самостоятельно размещать их через личный кабинет на официальном сайте. Это позволяет сократить количество спорных ситуаций между заказчиками и контролирующими органами. Данная возможность появилась за счет обязательного наличия аудиторского следа в соответствующих информационных системах (например, «Журнала событий» в личном кабинете заказчика), отражающего дату, время и перечень осуществленных заказчиком операций. 4. Для обеспечения достоверности данных реестра контрактов на сайте организован автоматический контроль актуальности кодов, указанных в сведениях о контракте. В том числе кодов бюджетной классификации Российской Федерации (а также КБК соответствующих бюджетов – в случае представления финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в Федеральное казначейство информации о КБК соответствующего бюджета). Указанный контроль поможет оценивать уровень контрактации. 5. Для повышения актуальности данных о контракте и его исполнении предусмотрен порядок: – изменения ведомственной принадлежности заказчика или его реквизитов; – перемены заказчика; – промежуточного исполнения контракта, подтвержденного соответствующим финансовым документом. 6. Для обеспечения полноты информации, содержащейся в реестре контрактов, расширен и детализирован перечень документов, являющихся основанием для заключения, изменения, исполнения, прекращения действия контрактов и подлежащих построчному последовательному указанию в сведениях об исполнении контракта. Законом № 83-ФЗ установлено, что до 1 апреля 2011 года органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, и муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования, обязаны передать в Федеральное казначейство сведения о действующих по состоянию на 1 января 2011 года контрактах, заключенных соответственно от имени субъекта Российской Федерации и от имени муниципального образования. Для введения нового порядка предусмотрен переходный временной период: с 1 января 2011 года работа ранее действующего федерального официального сайта будет продолжаться в режиме ограниченной функциональности до 1 июля 2011 года. (Порядок организации работы в переходном периоде был разъяснен совместным письмом Минэкономразвития России, Казначейства России от 31 декабря 2010 г. № 26339-ЛА/Д22, № 42-7.4-05/10.0-890). Внесение сведений в единый реестр В зависимости от принадлежности заказчиков по признаку публично-правового образования и состояния действия контрактов сведения в единый реестр в соответствии с вышеуказанными разъяснениями вносятся следующим образом. Контракты, заключенные от имени Российской Федерации Сведения о заключении, изменении, исполнении, прекращении действия контрактов, заключенных до 1 января 2011 года, в настоящее время направляются в органы Федерального казначейства по процедуре, действовавшей в 2010 году: – форма сведений в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2006 г. № 807; – порядок регистрации и включение в реестр контрактов согласно Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 68н. Принимать сведения о других контрактах органам Федерального казначейства запрещено. Сведения о контрактах, заключенных после 1 января 2011 года, самостоятельно направляются заказчиками через личные кабинеты официального сайта для включения в единый реестр. Контракты, заключенные от имени субъектов РФ До момента передачи уполномоченными органами в Федеральное казначейство сведений о контрактах, заключенных по итогам процедур, прошедших в 2010 году, они направляются заказчиками в соответствующие уполномоченные органы. При этом форма сведений и порядок представления остаются теми же, что и в 2010 году. После передачи уполномоченными органами своих баз данных в Федеральное казначейство и включения их в единый реестр контрактов заказчики могут направлять сведения о своих ранее заключенных контрактах уже самостоятельно через личные кабинеты. Сведения о заключаемых контрактах по процедурам 2011 года размещаются через официальный сайт. Итоги и предпосылки Делая выводы, скажем о преимуществах: – предоставлен доступ заинтересованных пользователей к консолидированной информации в сфере государственных (муниципальных) закупок; – исключены посредники вследствие самостоятельного направления заказчиками через официальный сайт сведений о заявках для включения в единый реестр; – снижены операционные риски; – создана основа для изучения конъюнктуры рынка закупаемых товаров (работ, услуг) путем накопления и анализа информации о закупках; – созданы предпосылки для роста уровня достоверности и актуальности данных; – в результате автоматизированного уведомления о заказах, заключенных подведомственными организациями, возросла степень информированности главных распорядителей средств и финансовых органов; – повышена безопасность данных за счет обязательного применения ЭЦП. Логическим продолжением развития использования данных единого реестра является нормативное закрепление за заказчиками обязанности по размещению на официальном сайте вместе со сведениями о контракте отсканированных копий документов-оснований. Данные документы могут быть использованы при санкционировании расходов федерального бюджета органами Федерального казначейства. При этом возможно исключение обязанности клиентов представлять сканированные копии документов-оснований непосредственно в сам орган Федерального казначейства. Кроме того, требует изучения вопрос учета на лицевых счетах получателей бюджетных средств бюджетных обязательств, автоматически сформированных на основании данных реестра контрактов. Это в перспективе позволит увязать процессы размещения заказов и их оплаты за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №3, март 2011 г. |
Другие новости по теме:
|
Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей
|
|