налоговых декларациях (если декларации представлялись и они не «нулевые»), документально не подтверждены, соответственно, не подлежат учету при определении налогооблагаемой базы. Однако арбитражные суды, о чем свидетельствует обширная арбитражная практика по данному вопросу, такой путь обоснованно считают неправомерным, поскольку в данном случае налоговая база определена без учета расходов (см. например, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2004г. № 668/04; Постановление ФАС Уральского округа от 24.08.2010г. № Ф09-6744/10-С3 по делу № А07-25289/2009). ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 15.01.2010г. № А70-9235/2008 указал следующее: «При отсутствии первичных документов отсутствует возможность проверить не только правильность заявленных расходов и налоговых вычетов, но и правильность определения обществом налоговой базы по названным налогам. Определение расчетным путем суммы налога, подлежащего внесению в бюджет, производится на основании данных о доходах и расходах. При невозможности установить одну из составляющих, необходимых для исчисления налога, следует руководствоваться соответствующим правилом, предусмотренным подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ». Зная любовь налоговых органов к использованию формального подхода, некоторые налогоплательщики намеренно не предоставляют документы и ждут вынесения налоговым органом заведомо незаконного решения. Но всегда есть риск получить решение налогового органа, содержащее мотивированный и главное, составленный в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, расчет сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет. Как же выглядит такой расчет? Обоснованный расчет должен содержать информацию об уровне расходов (о доле вычетов по НДС) аналогичных налогоплательщиков. При этом для сравнения налоговым оргном должно быть выбрано не менее двух аналогичных налогоплательщиков, которые должны быть отобраны с учетом следующих критериев: - аналогичность деятельности по отраслевому принципу (заявленный основной код ОКВЭД); - соразмерность полученных доходов по году деятельности; - осуществление деятельности с использованием одной и той же системы налогообложения по сравнению с проверяемым лицом. Полученные сведения об уровне расходов (о доле вычетов по НДС) аналогичных налогоплательщиков приводятся к среднему знаменателю. Например, доля расходов в составе доходов одного аналогичного налогоплательщика составляет 90 %; доля другого - 80 %. Соответственно, средний уровень расходов составит 85 %. Именно данный показатель и будет являться уровнем расходов (вычетов) проверяемого лица. Если расчет налогового органа не соответствует указанным критериям, можно смело обращаться в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, основанного на подобном расчете. |