Вступили в силу новые правила страхования от несчастных случаев и профзаболеваний. О том, что может еще измениться совсем скоро, рассказал Игорь БАРАНОВСКИЙ, руководитель Департамента страхования профессиональных рисков ФСС РФ. —Игорь Григорьевич, в декабре 2010 года были утверждены поправки в Закон № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев…». Какое изменение, на ваш взгляд, самое важное? — Дано новое определение базы для начисления страховых взносов. Ранее страхователи платили страховые взносы с суммы начисленной оплаты труда. С 1 января 2011 года вместо зарплаты в расчет берутся все начисленные выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудника, выплачиваемые в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. — Еще в этом году в Законе № 125-ФЗ появился новый перечень не облагаемых взносами выплат. То есть теперь не нужно обращаться к постановлению Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765? Ведь в этом документе тоже есть такой перечень. — Да, с 1 января вступила в силу статья 20.2 Закона № 125-ФЗ. Она содержит перечень выплат, на которые страховые взносы по несчастным случаям не начисляются. И придерживаться нужно именно этих правил. А постановление № 765 с этого года утратило силу. — В этом году содержание Классификатора видов деятельности не изменилось. Будет ли он расширен со временем? — Возможно, документ будет обновлен. На рынке труда появляются новые профессии, которые тоже необходимо учитывать в Классификации. Например, можно в рамках одного класса ввести подклассы или подвиды. — А как насчет расширения перечня несчастных случаев, по которым полагаются страховые выплаты? — На данный момент учитываются только те случаи, которые произошли непосредственно на производстве и при исполнении трудовых обязанностей. Сейчас мы не учитываем микротравмы, дорогу по пути с работы и на работу и еще ряд случаев. — Из законодательства не очень ясно, попадают «дорожные» травмы под страховые выплаты или нет… — Нередко работник едет к месту работы или обратно на транспорте, предоставленном работодателем. Или он добирается на личном автомобиле, используя его в производственных целях. Отмечу, что такой факт подтверждается либо распоряжением работодателя, либо соглашением между ним и работником. При данных условиях происшедшие несчастные случаи квалифицируются как связанные с производством и, как правило, признаются страховыми. — А если у сотрудника разъездной характер работы и он в течение дня передвигается на общественном транспорте? — Такие несчастные случаи квалифицируются как связанные с производством, если работник направлялся на общественном транспорте в служебную командировку или служебную поездку. Более того, если он направлялся по распоряжению работодателя к месту выполнения работы пешком и получил при данных обстоятельствах травму, то и эти случаи связываются с производством. Однако если несчастный случай произошел по пути следования из дома на работу или с нее, то отсутствует прямая связь с работодателем. А значит, и травмы, полученные при данных обстоятельствах, не производственные, что справедливо. — Какие еще поправки в правила страхования готовятся? — Более 50 процентов несчастных случаев в стране — это нарушение техники безопасности самими работниками, а не работодателями. Человек должен ощущать свою ответственность за несоблюдение техники безопасности. Конечно, недопустимо полностью лишать пострадавшего страховых выплат при несчастном случае по его вине. Но уменьшить размер суммы до 50 процентов, в зависимости от степени вины, возможно. Сейчас сокращаем максимум на 25 процентов. — А если в несчастном случае виноват работодатель и это доказано? Какие ему грозят последствия? — Считаю, если при групповых несчастных случаях будет установлена вина работодателя, целесообразно применить к существующему страховому тарифу надбавку в размере до 40 процентов. Особенно это касается происшествий, в которых люди погибают. Коротко о важном — Будет ли меняться классификатор профессий? — Да. — Планируется ли расширить перечень страховых несчастных случаев? — Да. — Учитываются ли несчастные случаи в общественном транспорте? — Не всегда. Статья напечатана в журнале "Главбух" № 3, 2011 |