взносы. Форму и порядок выдачи данной справки должно разработать Мин-здравсоцразвития (изменены п. 3 ч. 2 ст. 4.1 и п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Феде-рального закона № 255 ФЗ). В свою очередь, страхователь получил право осуществлять проверку сведений о страхователе (страхователях), выдавшем указанные справки, путем направления запроса в территориальный орган страховщика. Форму и порядок выдачи данной справки также должно разработать Минздравсоцразвития (ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 255 ФЗ дополнена п. 4). Если застрахованное лицо предоставило такую справку с заведомо неверными сведениями, излишне начисленные суммы пособия должны быть удержаны с него страхователем (изменена ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 255 ФЗ). В том случае, если застрахованное лицо выбрало второй способ расчета пособия, то есть расчет пособия страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности), надо представить ему еще одну справку, помимо справки о величине заработка, – о том, что назначение и выплата пособий другим страхователем (другими страхователями) не осуществлялась (ст. 13 Федерального закона № 255 ФЗ дополнена ч. 5.1). Предусмотрена и ситуация, когда страхователь по предыдущему месту работы застрахованного лица успел прекратить свою деятельность или не может выдать справку по другим причинам. В этом случае застрахованное лицо вправе обратиться с заявлением к страхователю, выплачивающему пособие, а тому придется направить запрос в территориальный орган ПФР и получить оттуда сведения о заработке застрахованного лица. В каком порядке это необходимо делать, также должно решить Минздравсоцразвития (ст. 13 Федерального закона № 255 ФЗ дополнена ч. 7.2). Если справка все таки не представлена к моменту расчета пособия, начисление производится только на основе имеющихся данных. При представлении справки в дальнейшем, но не более чем за три предшествующих года, необходимо сделать перерасчет всех начис-ленных пособий (в ст. 15 Федерального закона № 255 ФЗ добавлена ч. 2.1). Выше мы указали, что теперь средний заработок будет рассчитываться за более длительный период, а именно за два года. Принципиальным является то, что это будут два года, предшествующие году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В прежней редакции брался средний заработок за год, предшествующий месяцу наступления данных событий. Получается, если нетрудоспособность наступит даже в декабре 2011 года, средний заработок для расчета пособия будет рассчитываться за 2009 – 2010 годы. Неудивительно, что в такой ситуации появилась потребность подробно расписать порядок расчета пособия при смене работы, которая весьма вероятна фактически за трехлетний период. Удивительным является нежелание учитывать при этом инфляционную составляющую, ведь больничный, рассчитанный за давно минувшие дни, не сможет полностью восполнить работнику потери, которые он понесет, временно потеряв трудоспособность. Особенно велики будут эти потери для женщин, которые возьмут отпуск по беременности и родам, вследствие его продолжительности. Последнее, правда, смягчается для застрахованного лица, которое находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком, возможностью заменить соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. К сведению: Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 13.12.2010 № 357 ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» с 01.01.2011 размеры государственных пособий имеющим детей гражданам, предусмотренных ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81 ФЗ), проиндексированы с учетом коэффициента 1,065. Речь, в частности, идет о единовременном пособии женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременном пособии при рождении ребенка; ежемесячном пособии по уходу за ребенком, выплачиваемом лицам, указанным в абз. 6 – 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 81 ФЗ, минимальном размере ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абз. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 81 ФЗ, минимальном и максимальном размерах ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 81 ФЗ; единовременном пособии при передаче ребенка на воспитание в семью. Плюсом является специальное указание на то, как быть, если застрахованное лицо в расчетные периоды не имело заработка или если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда. В этих случаях для расчета берется именно минимальный размер оплаты труда, за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Оно не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом № 81 ФЗ. Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 255 ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком требовалось определять путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 той же статьи (то есть за 12 месяцев), на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата. Теперь конкретизировано: начисленный заработок за расчетный период (два календарных года) надо разделить на 730 (количество календарных дней, приходящееся на два невисокосных года). С момента ввода в действие Закона о страховых взносах максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам перестал ограничиваться конкретной величиной, но стало необходимым учитывать то, что согласно ч. 4 ст. 8 данного закона страховые взносы начисляются на базу, ограниченную опреде-ленным пределом. В 2010 году она равнялась 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. В соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона о страховых взносах в 2011 году предельный уровень для начисления страховых взносов увеличился до 463 000 руб . Поскольку на сумму дохода, превышающую указанную сумму, страховые взносы не начисляются, пособия рассчитываются в пределах этого же ограничения (п. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255 ФЗ). В прежней редакции данного пункта надо было вычислить среднеднев-ной заработок путем деления предельной облагаемой страховыми взносами суммы на 365 и сравнить ее с фактическим среднедневным заработком. Теперь же нужно рассчитать общую сумму среднего зара-ботка и сравнить ее с установленным пределом (в 2011 году – 463 000 руб.), который превысить нельзя. Пример: В 2012 г. начисляется пособие по временной нетрудоспособности. Расчетный период – 2010 – 2011 гг. Сумма заработка застрахованного лица в 2010 г. составила 450 000 руб., а в 2011 г. – 480 000 руб. В расчет для начисления выплат по больничному в 2012 году можно будет взять сумму в 415 000 руб. в 2010 году и 463 000 руб. в 2011 году. Возникает вопрос, каким пределом будет ограничиваться средний заработок за 2009 год, ведь в этот период Закон о страховых взносах еще не действовал, а в 2011 году расчет пособий будет производиться из заработка, начисленного в 2009 – 2010 годах. Ответ дан в ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 343 ФЗ. В 2009 году следует применять тот же предел, что и в 2010 году, то есть 415 000 руб. При этом учитываются все выплаты, произведенные в 2009 году, которые включались бы в базу, облагаемую страховыми взносами, если бы Закон о страховых взносах действовал уже тогда. Добавим, что теперь данное правило будет распространяться и на ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Ранее согласно ч. 5.1 ст. 14 Федерального закона № 255 ФЗ сравнению с предельным уровнем подлежал среднемесячный заработок, из которого рассчиты-валось названное пособие. Соответственно, максимально возможную базу для начисления страховых взносов надо было делить на 12. Федеральный закон от 08.12.2010 № 343-ФЗ опубликован в «Российской газете» 13.12 2010. Исходя из ст. 3 Федерального закона № 343 ФЗ, в полной мере новые положения применяются к страховым случаям, наступившим после вступления в силу данного закона, то есть с 01.01.2011. Если страховой случай наступил до этой даты, часть пособия, которая относится к 2010 году и ранее, рассчитывается по старым правилам. А вот другая часть, относящаяся к периоду после 01.01.2011, может быть пересчитана по новым правилам, если сумма пособия в этом случае окажется больше. |