В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ с 2010 года единый социальный налог (ЕСН), ранее контролируемый Федеральной налоговой службой, заменен страховыми взносами, которые работодатели должны уплачивать в социальные внебюджетные фонды. Контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возложен, в частности, на Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и его территориальные органы. Таким образом, с 2010 года органами ФСС РФ по данному виду страхования выполняются не только задачи, связанные со страховым обеспечением (выплатой пособий и компенсаций), но и функции администратора страховых взносов. Слияние этих функций направлено законодателями на обеспечение нормативного и методологического единства в системе обязательного социального страхования, увеличение сбора средств на социальные выплаты гражданам России. В 2010 году ФСС РФ была сформирована действенная система администрирования страховых взносов, которая обеспечила зачисление в бюджет Фонда 240,6 млрд. рублей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Это на 16,6 млрд. рублей или на 7.4% больше поступлений единого социального налога (ЕСН), зачисленного в бюджет ФСС РФ в 2009 году. Приведенная ниже диаграмма характеризует процесс планомерного поступления страховых взносов в 2010 году и его постоянное превалирование по сравнению с поступлениями ЕСН за аналогичные периоды 2009 года. Доходы Фонда от поступления страховых взносов в 2010 году по сравнению с ЕСН увеличились по всем федеральным округам Российской Федерации. И это несмотря на рост объемов выплат, не облагаемых страховыми взносами за счет расширения гражданско-правовых отношений в сфере производства и услуг, увеличения льгот при оплате труда инвалидов, возмещении расходов на командировки, оказании материальной помощи работникам и членам их семей и действие других факторов снижения фискальной нагрузки, предусмотренных законодательством. Коэффициент сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2010 году превысил 98%. Высокая собираемость страховых взносов обеспечена за счет комплексной работы органов ФСС РФ со страхователями – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями-работодателями. Организованы учет и регистрация страхователей, представление ими ежеквартальной отчетности, в том числе в электронном виде с электронной цифровой подписью для плательщиков с численностью сотрудников свыше 100 человек, а с 01.01.2011 - свыше 50 человек. Внедрение электронного документооборота позволяет обеспечить снижение затрат времени на составление и представление отчетности страхователями, а также на прием, обработку и проверку отчетов территориальными органами ФСС РФ. Осуществлялись мероприятия по совершенствованию законодательной базы, разработке методических документов по различным способам контроля правильности исчисления и полноты уплаты страховых взносов, подготовке разъяснений плательщикам. В течение года территориальными органами ФСС РФ проводились регулярные камеральные проверки отчетности страхователей и принятие мер по результатам проверок. Особое внимание было уделено организации работы по проведению контрольных мероприятий в отношении плательщиков, имеющих право на применение пониженных тарифов по страховым взносам. Для этой цели разработаны разъяснения по применению норм статей 57, 58 Федерального закона № 212-ФЗ следующими плательщиками: общественными организациями инвалидов; сельскохозяйственными товаропроизводителями; организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими единый сельскохозяйственный налог, упрощенную систему налогообложения, уплачивающими единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, имеющими статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны; организациями народных художественных промыслов; семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера; хозяйственными обществами, созданными после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями; работодателями, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - инвалидам I, II или III группы. Кроме того, были подготовлены отдельные разъяснения по организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, которым пониженный тариф установлен в октябре 2010 года с правом его применения с 1 января 2010 года, а также разъяснения по реализации Федеральных законов от 28.09.2010 № 243-ФЗ и № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». В результате камеральных проверок территориальными органами ФСС РФ доначислено страхователям взносов, пени и штрафов на сумму свыше 140 млн. рублей, из них в бюджет Фонда перечислено более 30%. В 2010 году выездные проверки страхователей, в связи с не законченным расчетным периодом, проводились только при ликвидации организаций. В 2011 году выездной контроль правильности исчисления и полноты уплаты страховых взносов в предыдущем году будет осуществляться в постоянном режиме. Для этой цели территориальными органами ФСС РФ и ПФР разработаны и утверждены планы совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов. Кроме того, для участия в проверках отдельных организаций будут привлекаться сотрудники налоговых органов. Необходимость оптимизации функций администрирования страховых взносов потребовала решения задач межведомственного взаимодействия органов ФСС РФ с Федеральной налоговой службой, Пенсионным фондом Российской Федерации, Центробанком России, Федеральной службой судебных приставов, Росстатом. Осуществлялась разработка новых и актуализация действующих соглашений с данными ведомствами по вопросам взаимодействия при контроле за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование; передачи сведений в электронном виде об открытии (закрытии), изменении реквизитов счетов; сверки состава страхователей, взыскания задолженности. В целях повышения качества предоставления и доступности государственных услуг на основе использования современных средств информатизации, разработаны проекты административных регламентов, в том числе: по приему документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления страховых взносов; рассмотрению жалоб плательщиков страховых взносов, поданных в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу; исполнению ФСС РФ государственной функции по бесплатному информированию плательщиков страховых взносов о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах и ряд других. Введение этих регламентов позволит страхователям в дальнейшем решать основные вопросы взаимодействия с органами ФСС РФ, в том числе электронном формате. Одним из приоритетных направлений администрирования страховых взносов для ФСС РФ и его территориальных органах была и остается работа с задолженностью страхователей. В 2010 году в рамках этой работы осуществлялся контроль изменения уровня задолженности страхователей по всем регионам России, а также мер взыскания, принятых территориальными органами для сокращения задолженности, особенно в отношении организаций-должников, имеющих значительные суммы недоимки. Приведенный график демонстрирует тенденцию к снижения во втором полугодии 2010 года абсолютной величины недоимки. За этот период недоимка снижена на 211,5 млн. рублей, или на 21%. По состоянию на 01.01.2011 сумма недоимки по страховым взносам составила 793,8 млн. рублей. ФСС РФ обеспечен комплексный подход к работе по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. За 2010 год проведены следующие мероприятия по принудительному взысканию задолженности: выставлено почти 226 тыс. требований на общую сумму 1 593,0 млн. рублей; направлено в банки более 60 тыс. инкассовых поручений на списание денежных средств со счетов страхователей на общую сумму 357,8 млн. рублей; вынесено 4 тыс. постановлений о взыскании недоимки за счет имущества страхователей на общую сумму 72,6 млн. рублей; при участии органов ФСС РФ возбуждено 3,6 тыс. дел о банкротстве организаций-должников, предъявлено 34 судебных иска к физическим лицам на общую сумму 0,7 млн. рублей. В результате принятых мер в течение отчетного периода было взыскано в бюджет ФСС РФ страховых взносов на общую сумму более 900 млн. рублей. Территориальные органы ФСС РФ, кроме реализации мер принудительного взыскания недоимки, активно участвовали в работе межведомственных комиссий по урегулированию задолженности предприятий и организаций, осуществляли взаимодействие с региональными и местными администрациями. Диаграмма, приведенная ниже, демонстрирует снижение в течение года доли недоимки в сумме поступлений страховых взносов, что свидетельствует об активной и последовательной работе органов ФСС РФ с плательщиками, имеющими задолженность. В 2011 году органами ФСС РФ будет проводиться дальнейшая автоматизация работ по мониторингу задолженности страхователей и мерам, направленным на ее сокращение, что позволит проводить контроль за исполнением страхователями обязательств по уплате страховых взносов более эффективно. В 2010 году предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды была установлена в размере 415 тыс. рублей нарастающим итогом за год в отношении каждого физического лица. С 1 января 2011 года данный показатель постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 933 установлен в размере, не превышающем 463 тыс. рублей. Увеличение всего лишь на 11,6% предельного порога выплат, облагаемых страховыми взносами, усложняет решение задач по обеспечению в 2011 году поступлений страховых взносов в объеме, необходимом ФСС РФ для возмещения все возрастающих расходов страхователей на оплату пособий в связи с временной нетрудоспособностью и материнством застрахованных лиц. Достижение поставленных целей потребует от органов ФСС РФ реализации комплексного подхода и активизации деятельности по всем направлениям администрирования страховых взносов, в том числе, направленной на повышение ответственности страхователей за исполнение обязательств по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. |