Учет расходов по объектам

Все затраты собирались на одном объекте капстроительства, поскольку планировалось, что это будет единый комплекс, состоящий из трех зданий. Но затем было принято решение, что это будут три разных объекта. Можно ли разделить затраты в этом случае? И как быть, если расходы фактические будут отличаться от затрат по смете? Давайте разбираться.

Методология не верна

Для начала нужно определиться, правильно ли изначально было принято решение вести учет в целом по комплексу, а не по каждому строящемуся объекту.
В соответствии с пунктом 2.1. Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо Минфина России от 30 декабря 1993 г. №160) учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам в целом по строительству и по отдельным объектам, входящим в него.
В Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств», на котором учитываются затраты по возведению зданий и сооружений. Таким образом, нормативная база по бухгалтерскому учету однозначно требует ведение учета по каждому строящемуся объекту.

Что такое объект строительства

В соответствии с пунктом 3.2.1. приказа Росстата от 11 марта 2009 г. №37 объектом строительства является каждое отдельно стоящее здание (производственный корпус или цех, склад и т. п.) или сооружение (мост, тоннель и др.) со всеми относящимися к нему обустройствами (галереями, эстакадами и т. п.), оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, а также при необходимости с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами (вертикальная планировка, благоустройство, озеленение и т. п.), на строительство или реконструкцию которого должны быть составлены отдельные проект, смета.

Состав проектной документации

Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 утвержден состав проектной документации для различного рода объектов капитального строительства.
Это говорит о том, что строительство каждого объекта не может осуществляться без соответствующей проектной документации. Наличие сметной документации при этом обязательно в случае финансирования строительства из средств бюджетов всех уровней. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки разделов проектной документации, касающихся сметной документации, определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.
Значит, при ведении работ за счет средств частных инвесторов сметная документация на строительство может не составляться. Стоимость строительства объектов при этом определяется по данным бухгалтерского учета исходя из фактических затрат.
Но даже если сметная документация есть, то вовсе не обязательно, чтобы фактические расходы на строительство совпадали с данными сметы.
Смета (сводный сметный расчет) – это тот ориентир, на основании которого застройщик принимает управленческие решения, связанные с расчетом материальных, трудовых, финансовых и т. п. ресурсов, необходимых для осуществления строительства.
Это документ, необходимый для дальнейшего анализа отклонения фактических расходов, определяемых на основании данных бухгалтерского учета, от предполагаемых (сметных).
Исходя из вышеизложенного, изначально принятое решение о ведении учета в целом по комплексу было неверным, то есть не соответствующим требованиям нормативных документов.

Порядок учета затрат

Фактические затраты на строительство каждого объекта складываются из:
– стоимости строительных работ, определяемой на основании документов, полученных от подрядчиков (при подрядном способе строительства, например, по формам № КС-2 и № КС-3, и (или) стоимости основных строительных материалов, расходов на оплату труда рабочих основного производства и расходов на содержание строительных машин и механизмов (при хозяйственном способе строительства);
– стоимости работ по монтажу оборудования, определяемому так же, как и стоимость строительных работ;
– стоимости оборудования, требующего монтажа, определяемого на основании документов поставщиков;
– стоимости оборудования, не требующего монтажа, также определяемого на основании соответствующих документов поставщиков;
– прочих капитальных расходов (расходов на проектирование, содержание заказчика, временные титульные здания и сооружения, стоимость различных согласований и т. д.).

Способы распределения расходов

При строительстве двух и более объектов первые четыре позиции учитываются как прямые расходы по каждому строящемуся объекту. Прочие капитальные расходы могут учитываться в целом по всей стройке с последующим распределением между объектами.
Способы распределения прочих капитальных расходов между объектами определяются учетной политикой организации-застройщика. Например, прочие расходы могут распределяться по окончании каждого отчетного периода пропорционально прямым расходам.

Как исправить ситуацию

Для того чтобы решить, как исправить возникшую ситуацию и определить расходы на строительство по каждому строящемуся объекту, необходимо учесть все обстоятельства и имеющиеся первичные документы.
Например, если есть форма № КС-2 (№ КС-3) либо иные документы, относящиеся к каждому объекту, достаточно их отразить в учете по разным объектам учета (по каждому объекту) как прямые расходы на строительство объекта.
Если таких документов нет, следует принять меры к их восстановлению. В противном случае любое математическое распределение расходов, которые изначально должны были учитываться как прямые, по мнению автора, в той или иной степени не может считаться достоверным.
Причем чем больше объекты строительства отличаются друг от друга (например, офисное здание и линия электропередачи), тем меньше шансов более или менее достоверно распределить расходы между ними математическим путем изза трудности подбора общей базы для пропорционального распределения. Последствия математического распределения таких расходов на строительство между объектами предлагаем оценить организации самостоятельно исходя из видов строящихся объектов и целей строительства.
Расходы, которые объективно невозможно отнести в стоимость строительства по прямому признаку, необходимо распределить в порядке, который следует предусмотреть в учетной политике организации.
Причем эти расходы можно распределить между возводимыми объектами и по окончании их строительства, например, пропорционально проектным площадям или, как указывалось ранее, пропорционально прямым расходам. Распределение прочих капитальных расходов между строящимися объектами документируют внутренними первичными документами (расчетами), утвержденными учетной политикой. Это документ произвольной формы, имеющий все реквизиты первичного документа. Напомним, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. При этом документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №6, июнь 2012 г.

Клерк.ру

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей