Осуществление такого вида налогового контроля, как встречная проверка налоговыми органами в отношении организации, вызывает неоднозначную реакцию со стороны контрагента проверяемого налогоплательщика. Во-первых, возникает вопрос, что послужило основанием для встречной проверки и какие документы (информацию) вправе истребовать налоговые органы. Во-вторых, за какой период имеют право истребовать документы (информацию) и привлечь к ответственности за непредставление документов. В-третьих, есть ли обязанность повторного представления документов (информации), которые ранее представлялись по требованию в налоговые органы, и как поступить в случае, когда недостаточно срока, указанного в требовании, на представление документов (информации). В-четвертых, когда и в каком порядке проводится встречная проверка. С этими и другими вопросами проведения встречной проверки разберемся в данной статье. Полномочия налоговых органов по истребованию документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках регулируются статьей 93.1 НК РФ, именно истребование документов (информации) у контрагентов часто называют встречной проверкой, хотя в действующей редакции НК РФ каких-либо упоминаний о встречных проверках нет. К сведению! До 1 января 2007 г. при проведении встречных проверок налоговые органы руководствовались ст. 87, а при истребовании документов — ст. 93 Налогового кодекса РФ. С 1 января 2007 г. в Налоговом кодексе осталось два вида проверок — выездная и камеральная, а термин «встречная проверка» исчез. Однако исчез лишь термин, а действия налоговых органов, проводимые ранее в рамках встречных проверок, регламентированы теперь достаточно четко в ст. 93.1 НК РФ. Основания и цель проведения встречных проверок Основанием для истребования документов (информации) при встречной проверке является осуществление налоговыми органами камеральной или выездной проверки налогоплательщика. При этом документы (информация) истребуются у контрагента или иных лиц, которые располагают конкретными документами (информацией) о деятельности проверяемого (при камеральной или выездной проверке) или о конкретных сделках. Таким образом, необходимо сделать следующий вывод: при встречной проверке сам контрагент и его деятельность налоговыми органами не проверяются, а у него истребуются документы (информация), необходимые налоговым органам для проведения полной и всесторонней налоговой проверки налогоплательщика (ст. 88, 89, 93.1, 101 НК РФ). Обратите внимание! Истребование документов (информации) у контрагента проверяемого налогоплательщика осуществляется: при проведении выездной (камеральной) проверки налогоплательщика (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ); в период рассмотрения материалов налоговой проверки в случае назначения дополнительных мероприятий налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 93.1, п. 6 ст. 101 НК РФ); вне рамок проведения налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Один из основных вопросов, который интересует контрагента проверяемого налогоплательщика при истребовании документов (информации): в каком случае истребуются документы, а в каком информация. Документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), налоговые органы вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), при проведении налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Информацию относительно конкретной сделки вправе истребовать у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, вне рамок проведения налоговых проверок — при возникновении обоснованной необходимости (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Понятия «информация» и «документ» четко разделены и в тексте ст. 93.1 НК, и в формах поручения об истребовании документов (информации) —требования о представлении документов (информации) (п. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ). Информация — это любые сведения независимо от формы их представления. То есть истребованную информацию контрагент может представить и устно, и письменно, и на магнитном носителе, и по электронной почте. Документ — это конкретный материальный носитель с определенными реквизитами, в котором зафиксирована информация, в том числе в виде текста. И если способ представления информации контрагент может выбрать самостоятельно, то документы представляются в налоговый орган в виде заверенных копий. В таком случае, если при истребовании информации у контрагента проверяемого налогоплательщика налоговые органы потребуют представить конкретные документы, контрагент может их не представлять, так как это требование неправомерно, что подтверждается судебной практикой (постановления ФАС ЗСО от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14), ФАС ДВО от 20.05.2009 № Ф03-2111/2009, ФАС ЦО от 09.08.2010 по делу № А68-13557/09). Основная цель встречных проверок у контрагентов проверяемых налогоплательщиков —выяснение реальности совершаемых операций (сделок), проверка подлинности представленных налогоплательщиком документов, если у налоговых органов появятся основания предполагать выявление неотражения на счетах бухгалтерского учета результатов операций, не предусматривающих оплату денежными средствами, а также при подозрении организации в применении налоговых схем, при возникновении необходимости проанализировать деятельность контрагентов проверяемого налогоплательщика и по прямым и косвенным признакам определить его добросовестность, установить факт государственной регистрации налогоплательщика, соответствие фактического и юридического адреса, реальность существования контрагента налогоплательщика, совпадения данных по финансово-хозяйственным операциям у контрагента и проверяемого налогоплательщика и т. д. Обратите внимание! Истребовать документы (информацию) налоговые органы могут не только у контрагентов, но и иных лиц (ст. 11 НК РФ: лица (лицо) — это организации и (или) физические лица, располагающие документами (информацией) о деятельности налогоплательщика и конкретных сделках. Так, в п. 1 Приказа ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» указано, что согласно статье 93.1 НК РФ при необходимости получения документов (информации) кто-то вправе истребовать указанные документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо у лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, в том числе у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов, страховых организаций, банков и др. Несмотря на существование особого порядка, предусмотренного п. 2 ст. 86 НК РФ, истребования у банков справок о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписок по операциям на счетах (письмо Минфина России от 12.01.2010 № 03-02-07/1-8), инспекторы в то же время вправе запрашивать у банков и иную информацию (документы) об их клиентах в рамках встречных проверок (письмо УФНС России по г. Москве от 09.12.2008 № 09-14/114575). Порядок истребования документов (информации) у контрагента и иных лиц Порядок и процедура истребования документов (информации) у контрагента и иных лиц установлены п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ, а порядок взаимодействия налоговых органов утвержден приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@. Налоговые органы направляют письменное поручение (форма утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@) в инспекцию по месту учета лица (организации), у которого должны быть истребованы документы (информация). В поручении указывается конкретная причина запроса. Если запрашиваемая информация относится к конкретной сделке, то приводятся еще и данные, позволяющие ее идентифицировать. Налоговая инспекция в течение пяти рабочих дней с момента поступления поручения направляет контрагенту или иному лицу требование о представлении документов (форма утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@). Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с момента направления заказного письма. К требованию обязательно прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Контрагент или иное лицо, получив требование о представлении документов, обязан в течение пяти рабочих дней представить копии запрашиваемых документов (информацию)лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (Приказ ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи») либо сообщить, что не располагает ими (п. 2, 5 ст. 93.1 НК РФ). При этом копии заверяются подписью руководителя (или иного уполномоченного лица) и печатью организации (Приказ ФНС РФ от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации) (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). В ходатайстве необходимо указать уважительные причины (большое количество документов, требование было получено с опозданием по вине почтового отделения связи и т. д.) невозможности представления документов (информации). При этом необходимо учитывать, что продление срока представления документов (информации) является правом налогового органа, а не обязанностью.
Обратите внимание! Налоговые органы вправе истребовать документы (информацию), касающуюся деятельности налогоплательщика, о реквизитах проверяемой организации (наименование налогоплательщика, место его нахождения, ИНН, КПП, статус организации, информация о руководителе, уполномоченных представителях) и информацию относительно конкретной сделки (информация о сторонах сделки, ее предмете, условиях) (письмо Минфина от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209). Обязанностью возвращать копии документов налоговые органы не располагают (письмо Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-327). При необходимости налоговые органы вправе ознакомиться с подлинниками документов (письмо Минфина России от 11 января 2009 г. № 03-02-07/1-1). Законодательство не содержит конкретного перечня информации, которую могут запросить налоговые органы (письма Минфина России от 11 октября 2007 г. № 03-02-07/1-438, ФНС России от 25 июля 2007 г. № 06-1-04/496@). Но при всем этом должно соблюдаться требование: запрашиваемая информация должна касаться предмета проверки, изучаемой конкретной сделки. Налоговый кодекс РФ не ограничивает период, к которому могут относиться истребуемые документы. (Письмо Минфина России от 23.11.2009 г. № 03-02-07/1-519.) Ограничение на истребование документов (информации) Несмотря на практически неограниченные полномочия и права налоговых органов по истребованию документов (информации), при встречной проверке у контрагентов проверяемых налогоплательщиков есть право на ограничение повторного истребования документов, необходимых для осуществления налогового контроля. В настоящее время налоговые органы не вправе требовать от контрагентов повторного представления документов, ранее представленных в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок. Необходимо также знать, что данное правило распространяется на документы, предоставленные в налоговые органы после 1 января 2011 г. (п. 8 ст. 10 федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ). Однако, несмотря на данное ограничение, контрагенту при встречной проверке все же придется представить документы по требованию налоговых органов в следующих случаях: документы были ранее представлены в инспекцию в виде подлинников, которые впоследствии были возвращены. Причем возвращены именно контрагенту, у которого они были истребованы; ранее представленные копии документов утрачены инспекцией вследствие непреодолимой силы, т. е. в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств; запрошенные у контрагента для встречной проверки документы были представлены на камеральную или выездную проверку до 1 января 2011 г.
Ответственность за непредставление документов (информации) по требованию налогового органа Ответственность контрагента за несообщение налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в непредставлении (несвоевременном представлении) по запросу налогового органа имеющихся у него документов (информации), содержащих сведения о другом налогоплательщике, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). Если контрагент повторно в течение календарного года не представит документы (информацию), то штраф составит 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ). Однако привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной ответственности, и в дополнение к ответственности, предусмотренной в НК РФ, должностные лица организации-нарушителя привлекаются еще и к административной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 15.6 КоАП на должностное лицо может быть наложен штраф на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Указанный штраф взыскивается за непредставление в налоговые органы в установленный срок (отказ от представления, представление в неполном объеме или в искаженном виде) документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Однако когда информации, необходимой налоговым контролерам, у организации нет и представить ее она не может, штраф исключен. Этот вывод подтверждает судебная практика (постановления ФАС Центрального округа от 12 мая 2009 г. по делу № А09-12352/2008, Волго-Вятского округа от 5 мая 2009 г. по делу № А29-7381/2008). Клерк.ру |