Интервью с Галиной Николаевной Сердюковой, руководителем Управления Федерального казначейства по Омской области, заслуженный экономист Российской Федерации В рамках программы «Электронная Россия» органы Федерального казначейства первыми среди министерств и ведомств ввели в эксплуатацию систему электронного документооборота. О результатах и перспективах развития проекта - наш сегодняшний диалог с экспертом. Талина Николаевна, каковы предпосылки создания системы электронного документооборота в возглавляемой вами структуре, так ли он необходим? - В ходе исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания бюджетов всех уровней органы казначейства взаимодействуют с большим количеством участников бюджетного процесса. Так, только при исполнении одной из важнейших государственных функций - учета и распределения доходов между бюджетами различных уровней - Управление Федерального казначейства по Омской области взаимодействует с более 1,3 тыс. администраторами доходов. Для проведения кассовых расходов федерального, областного и местных бюджетов (а их в Омской области 424) в ОФК области открыто более 4 тыс. лицевых счетов распорядителям и получателям бюджетных средств. Обеспечение высококачественного сервиса при обслуживании лицевых счетов бюджетополучателей - наша главная задача. А высокий уровень предоставления услуг в современных условиях немыслим без электронного документооборота. Как развивалась система электронного документооборота в вашем регионе? - Подключение участников бюджетного процесса к системе электронного документооборота (СЭД) в Омской области осуществляется с 2005 г. Было разработано программное обеспечение (ППО), произведена его установка нашим клиентам, с которыми проведено соответствующее обучение. Реализация такого масштабного проекта шло не гладко, но сегодня абоненты СЭД в полной мере ощутили преимущества безбумажного документооборота. На совместном заседании коллегий Минфина и Минэкономразвития России по итогам деятельности в 2010 г. и задачам на 2011 г. было отмечено, что в рамках реализации программы «Электронная Россия» ОФК первыми среди всех министерств и ведомств ввели в эксплуатацию систему электронного документооборота и электронную подпись. По состоянию на 1 января 2012 г. охват участников бюджетного процесса электронным документооборотом в Омской области составил порядка 92%. Обслуживание и поддержка работы ППО СЭД осуществляется собственными силами ОФК, а также аутсорсерами. Это и сопровождение ППО, и администрирование, установка обновлений, реинсталля-ция при замене рабочих станций. В чем выражаются позитивные результаты проекта? - Благодаря системе электронного документооборота: у клиентов отпала необходимость в посещении ОФК с целью предоставления документов на бумажном носителе и получения выписок и отчетных форм по лицевым счетам. А это - экономия материальных затрат и затрат рабочего времени (и бюджетополучатели, и финансовые органы отправляют и получают необходимые документы из казначейства, не покидая своего рабочего места); исключена вероятность ошибок при ручном вводе платежных документов сотрудниками казначейства; повысилась оперативность в предоставлении выписок по лицевым счетам клиентов; минимизированы коррупционные правонарушения за счет сокращения личного контакта между клиентом и сотрудником казначейства; появилась возможность проведения «аудиторского следа» - полного последующего контроля всех выполняемых операций: предоставленные клиентом документы в электронном виде хранятся в архивной базе и др.
Означает ли это, что цели достигнуты, и в процессе реализации СЭД можно поставить точку? - Нет, мы не стоим на месте. Федеральное казначейство постоянно ставит перед территориальными органами задачи по повышению качества выполняемых государственных функций, применению передовых технологий, упрощению административных процедур. С внедрением в эксплуатацию ППО «Автоматизированная система Федерального казначейства» и разработкой СУФД-online (система удаленного финансового документооборота) стало возможным внедрение электронного документооборота более прогрессивного уровня. В Омской области опытное внедрение СУФД-online началось с 1 августа 2011 г., массовое тиражирование запланировано на первое полугодие 2012 г. Основным отличием СУФД-online от СЭД является взаимодействие участников бюджетного процесса с ОФК с использованием сети Интернет, что не требует установки специального программного обеспечения и его обновлений на клиентских местах. Таким образом, в любое время, из любой точки, подключенной к Интернету, можно удобно и безопасно управлять платежами и финансовыми документами, а также иметь доступ к актуальной отчетности. Сегодня все клиенты органов казначечства региона могут работать с использованием интернет-сервиса в едином программном обеспечении с единой базой данных. Такой подход существенно сокращает количество ошибок. Ведь зачастую клиенты использовали неактуальную нормативно-справочную информацию, а также устаревшее программное обеспечение. Одним из мероприятий по реализации Стратегической карты Казначейства России на 2010-2015 гг. является развитие системы ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов (КПЭ) и предоставление их внешним пользователям. КПЭ - это комплекс оперативной информации о ходе исполнения бюджетов бюджетной системы, позволяющий осуществлять ее мониторинг и, как следствие, - принимать необходимые управленческие решения. В КПЭ интегрированы два варианта данных: оперативные данные учетных систем, которые ежедневно обновляются на основе оперативных отчетов органов казначейства; данные официальной отчетности, обновляемые ежемесячно на основе отчетов представляемых органами казначейства субъектов РФ.
КПЭ может использоваться при анализе исполнения как доходной, так и расходной частей каждого бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Анализ данных может быть проведен в табличном или графическом виде: диаграммы, гистограммы, графики и т. д. При этом в системе применяется удобный выбор иерархии - от федерального уровня до бюджета поселений КПЭ - система управленческая. Каким участникам бюджетного процесса она может быть полезна? - На уровне субъекта РФ система КПЭ может быть интересна таким категориям пользователей как органы государственной власти и органы местного самоуправления, финансовые органы, органы Росфиннадзора и т. п. В Омской области КПЭ успешно используется региональным министерством финансов. В письме нашему Управлению сотрудники минфина области, в частности, отметили, что «система КПЭ удобно структурирована, понятна в навигации и обладает значительными функциональными возможностями». Тем не менее в процессе использования КПЭ минфин представил предложения по информационно-аналитической доработке и совершенствованию системы, которые были направлены ее разработчикам. Некоторые пользователи высказали большую заинтересованность в использовании КПЭ мобильной версии для iPad и iPhone. Будем над этим работать. Система КПЭ неоценима при составлении проектов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, она содержит полную, развернутую базу данных в разрезе видов доходов, их распределение по бюджетам, динамику и аналитику в иерархическом разрезе и много другой полезной информации. Представляя доступ к аналитической системе, органы казначейства решают одну из важных задач - обеспечение доступности и прозрачности информации о состоянии общественных финансов. На расширенном заседании коллегии Федерального казначейства, состоявшемся в марте 2011 г., руководитель Федерального казначейства Роман Евгеньевич Артюхин отметил необходимость включения системы КПЭ и СУФД-online в основу единого портала бюджетной системы, который под эгидой Минфина России должен начать свое функционирование с 2013 г. Клерк.ру |