Источник: В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года предлагается принять новый - программно-целевой принцип организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это означает, что финансовое обеспечение органов власти планируется осуществлять в соответствии с разработанными государственными программами, проекты госпрограмм будут положены в основу формирования структуры расходов бюджета. Рассмотрим базовые принципы разработки и реализации госпрограмм и их отличия от существующих в настоящее время целевых программ. Правовые основы разработки госпрограмм Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам составила перечень государственных программ на очередной финансовый год, который включает 39 госпрограмм. В число приоритетных программ входят "Развитие образования", "Развитие здравоохранения", "Развитие пенсионной системы", "Информационное общество", "Энергоэффективность и развитие энергетики", "Организация и проведение Олимпийских игр 2014 года", "Управление государственными финансами и государственным долгом" и другие. Федеральные органы исполнительной власти приступят к разработке соответствующих госпрограмм после утверждения Минфином и Минэкономразвития России методических указаний по разработке и реализации госпрограмм. При разработке госпрограмм, необходимо будет придерживаться определенных базовых принципов, которые касаются результатов оказания государственных услуг, охвата госпрограммами всех сфер деятельности органов исполнительной власти, а также проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации госпрограмм. Грядущие изменения в части структуры, содержания, процедуры разработки и реализации государственных программ Финансовое обеспечение органов власти планируется осуществлять в соответствии с разработанными государственными программами, проекты госпрограмм будут положены в основу формирования структуры расходов бюджета Каковы же отличия госпрограмм от существующих в настоящее время целевых программ? Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти. В проекте государственной программы необходимо выделить разделы: характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы; описание основных целей и задач государственной программы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы; сроки реализации государственной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных результатов; перечень основных мероприятий государственной программы, включая меры правового регулирования в соответствующей сфере с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов; перечень и краткое описание федеральных целевых программ и подпрограмм; информация по ресурсному обеспечению государственной программы за счет средств федерального бюджета. Одним из приоритетных разделов госпрограммы является методика оценки ее эффективности. Данная методика должна быть основана на оценке достижения запланированных результатов, с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию программы, а также социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации. Для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных целей фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями с формированием абсолютных и относительных отклонений. Результат оценки эффективности исполнения государственной программы является критерием для дальнейшего финансирования, а может быть и прекращения реализации госзадания. Достоверность предоставляемых сведений тщательно проверяется органами мониторинга реализации государственной программы. |