В связи с перераспределением полномочий между ФСС России и органами исполнительной власти с этого года путевками в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря соцстрах больше не занимается. В комментируемом письме Минфин России рассмотрел вопрос о том, могут ли бюджетные средства, полученные коммерческой организацией в виде компенсации, квалифицироваться как доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.(ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 01.11.10 № 03-03-06/1/680) Скачать ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 01.11.10 № 03-03-06/1/680 ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ Раньше выплата пособий на санаторно-курортное лечение, а также оплата путевок на лечение и оздоровление работников и членов их семей были предусмотрены подпунктами 12, 14 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». С 1 января 2010 года статьей 21 Федерального закона от 24.07.09 № 213-ФЗ указанные выплаты были исключены из перечня видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. При этом государство от оказания помощи не отказалось, а лишь изменило порядок ее предоставления. Теперь соответствующие полномочия закреплены за государственными органами субъектов РФ*. Вопрос обеспечения путевками регулируется в настоящее время региональным законодательством, финансирование осуществляется за счет бюджетных средств. Правила предоставления детских путевок и возмещения их стоимости могут различаться по регионам. * См. письмо Минздравсоцразвития России от 29.09.09 № 18-1/10/2-7642, Федеральный закон от 17.12.09 № 326-ФЗ. ДОЛЖНА ЛИ КОМПАНИЯ ЗАПЛАТИТЬ По мнению специалистов Минфина России, средства, получаемые коммерческими организациями из бюджетов в качестве компенсаций за приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря, надлежит учитывать в составе внереализационных доходов и облагать налогом на прибыль. В обоснование этой позиции приведен следующий аргумент: в статье 251 НК РФ такие компенсации не поименованы. Предельно лаконично. Но все ли так просто? Попытаемся разобраться. Действительно, данные компенсации, как и порядок их предоставления, могут быть предусмотрены в региональных бюджетах и направляться затем на указанные цели согласно бюджетной росписи. Но поступают они не адресно (напрямую), а через некоммерческую организацию, с которой и заключается договор, например как в случае, приведенном в письме, – через комитет по делам молодежи субъекта РФ. Именно он (а не коммерческая компания) значится в бюджетной росписи в качестве получателя бюджетных средств. По нормам статьи 152 Бюджетного кодекса РФ, являясь участниками бюджетного процесса, такие организации действуют в пределах полномочий, каковыми их наделяет статья 162 БК РФ. А именно: составляют и исполняют бюджетные сметы, обеспечивают результативность и целевой характер использования бюджетных ассигнований, формируют бюджетную отчетность и представляют ее главным распорядителям и т. д. Главные распорядители при этом также действуют в пределах полномочий, которыми их наделяет, в частности, статья 158 БК РФ. Итак, упомянутые виды компенсаций квалифицируются как целевые поступления. Но не для всех. Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ, налогоплательщики – получатели этих средств обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках соответствующих целевых программ. Такими налогоплательщиками являются получатели бюджетных средств, определенные разделом V БК РФ как участники бюджетного процесса. Конечные пользователи (коммерческие организации, физические лица и т. п.) участниками бюджетного процесса не являются. Следовательно, претендовать на право не учитывать компенсации при формировании налоговой базы в соответствии с названной статьей они не могут. Для участника бюджетного процесса эти средства являются целевыми поступлениями, для адресных получателей, которым они в итоге передаются, – доходами. В перечне доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, приведенном в пункте 1 статьи 251 НК РФ, компенсации за приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря не значатся. Получается, что со всей суммы компенсации коммерческая организация должна заплатить налог на прибыль в размере 20 процентов (НДС детские путевки на территории РФ не облагаются)**. ** См. подпункт 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ, письмо Минфина России от 29.04.10 № 03-07-11/156. ДОХОДА НЕ ВОЗНИКАЕТ И все же согласиться с мнением финансистов не представляется возможным. Дело в том, что норму, на которую ссылается Минфин России, нельзя рассматривать обособленно. В кодексе есть и другие положения. Так, основной принцип определения доходов состоит в том, что доходом признается экономическая выгода (ст. 41 НК РФ). А в данном случае выгоды компания как раз и не получает, ведь она, как и различные комитеты (некоммерческие организации), является лишь посредником: поступившие из бюджета средства передаются получателю (работнику). Об использовании перечисленных ей средств на приобретение детских путевок она должна отчитаться перед уполномоченным органом. Кроме того, основной принцип налогообложения, изложенный в статье 247 НК РФ, гласит, что «объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком». Прибыль в общепринятом понимании – это доходы, уменьшенные на величину расходов. А затраты организации на приобретение путевок не учитываются для целей налогообложения прибыли (п. 29 ст. 270 НК РФ). Таким образом, бюджетные средства, полученные организацией на оплату отдыха и оздоровления детей работников, не считаются целевыми в смысле статьи 251 НК РФ по формальному признаку, являясь таковыми по сути. Но и понятию доходов они не отвечают. Поэтому указанные средства не должны включаться в состав доходов организации. Правда, такую точку зрения скорее всего придется отстаивать в суде, надеясь на то, что арбитры рассмотрят дело по существу исходя из всех норм налогового законодательства. Вывод: согласно разъяснениям чиновников, компании проще не участвовать в оздоровлении детей своих сотрудников. Тем более что работники (родители) могут обратиться за получением компенсаций в уполномоченный орган самостоятельно. Негативных последствий для них не будет: доход работников в виде стоимости путевок освобождается от обложения НДФЛ (п. 9 ст. 217 НК РФ, письмо Минфина России от 01.06.10 № 03-04-06/ 9-107). Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №1, январь 2011 г. |