Новый Закон о бухучете вступает в силу 1 января 2013 года. Он распространяется и на бюджетные учреждения.
На кого распространяются новые нормы
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также он направлен на создание правового механизма регулирования учета.
Так как Закон № 402-ФЗ вводит ряд новых требований и уточняет ряд ранее действовавших норм, к указанной дате должны быть приведены в соответствие с требованиями этого закона и подзаконные акты (включая ведомственные и отраслевые), регулирующие отдельные аспекты организации и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о бухгалтерском учете, с 1 января 2013 года его применение станет обязательным, в частности, для коммерческих и некоммерческих организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, органов управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, филиалов и представительств иностранных и международных организаций, а также Центрального банка РФ.
Для учреждений принципиальным является положение пункта 2 статьи 2 Закона о бухучете, в соответствии с которым нормы этого закона применяются при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.
Какие изменения следует учесть
В новом Законе о бухгалтерском учете основные положения из ранее принятого законодательного акта сохранены. Вместе с тем имеется ряд весьма существенных уточнений, которые необходимо будет учитывать администрации бюджетных учреждений при организации и ведении бухгалтерского учета и формировании учетной политики учреждения на 2013 год. Рассмотрим наиболее существенные изменения.
В части организации бухгалтерского учета – установлены конкретные требования к лицам, которые могут быть приняты на должность главного бухгалтера (уровень образования, практического опыта и отсутствие судимости).
Бюджетные учреждения не указаны в числе организаций, на которые распространяются нормы о требованиях к главному бухгалтеру. Однако соответствующие ограничения могут быть установлены подзаконными актами (приказами Минфина России или ведомственными и отраслевыми распорядительными документами), принятыми в развитие требований нового Закона о бухгалтерском учете.
В части требований по формированию учетной политики – введено определение учетной политики и одновременно исключены положения, устанавливающие состав ее обязательных разделов (рабочий план счетов, правила документооборота и т. д.).
Вместе с тем из норм статьи 8 и некоторых иных статей Закона о бухучете можно сделать вывод, что повышается роль федеральных и отраслевых стандартов.
Таким образом, состав и структура учетной политики учреждений скорее всего по-прежнему будут регулироваться положениями Инструкции по применению Единого плана счетов и иных аналогичных нормативных актов.
В части первичных документов – в новом законе отсутствует упоминание унифицированных форм первичных документов. Таким образом, организации с 2013 года более не будут обязаны пользоваться альбомами унифицированных форм.
Однако в отношении организаций государственного сектора сделано исключение – формы первичных учетных документов для них будут устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В настоящее время данные формы установлены приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н. Основания предполагать, что данный приказ будет отменен или в него будут внесены существенные изменения, по мнению автора, отсутствуют.
В части установления объектов бухгалтерского учета – статьей 5 Закона № 402-ФЗ определен новый состав объектов бухгалтерского учета.
Отметим, данный перечень максимально приближен к составу объектов, которые в настоящее время учитываются в бухгалтерском учете учреждений. В частности, в качестве отдельных объектов указаны активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы и расходы. Следовательно, и по этому элементу бухгалтерского учета бюджетным учреждениям не следует ожидать каких-либо значимых корректировок.
В части проведения инвентаризаций – из текста закона исключен перечень условий, при которых проведение инвентаризации является обязательным. С 2013 года это будет устанавливаться, как правило, федеральными и отраслевыми стандартами.
По мнению автора, для учреждений будет продолжать действовать перечень, приведенный в Инструкции по применению Единого плана счетов.
В части бухгалтерской отчетности – сохранена отсылка, согласно которой состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, имеются достаточные основания полагать, что и после 1 января 2013 года в отношении учреждений будут действовать требования, установленные приказами Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, от 28 декабря 2010 г. № 191н.
В части регулирования бухгалтерского учета – установлена четырехуровневая структура нормативного регулирования бухгалтерского учета – федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта.
При этом предполагается, что федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению субъектами бухгалтерского учета (с учетом ограничений и исключений, установленных самими стандартами), рекомендации в области бухгалтерского учета будут применяться на добровольной основе при условии, что они не будут создавать препятствий для ведения организацией ее деятельности. Стандарты экономического субъекта будут разрабатываться и утверждаться на уровне хозяйствующего субъекта.
В настоящее время роль отраслевых стандартов в области регулирования учета в учреждениях выполняют инструкции Минфина России, роль стандартов экономического субъекта – учетная политика учреждения и иные приказы и распоряжения руководителя учреждения, уточняющие организацию отдельных элементов бухгалтерского учета в конкретном учреждении. В этой области скорее всего не будет резких изменений. >|Не исключено, что до конца 2012 года не появится ряд новых отраслевых стандартов и рекомендаций.|<
Также с высокой степенью вероятности можно предполагать внесение ряда изменений в действующие инструкции, регулирующие организацию и ведение учреждениями бухгалтерского учета и представление ими отчетности.
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №3, март 2012 г. |