Перечень оснований для получения инвестиционного налогового кредита расширен

Перечень оснований для получения инвестиционного налогового кредита расширен

С 5 января 2012 года некоторые сельхозпредприятия могут получить инвестиционный налоговый кредит на выгодных условиях. Правда, для этого они должны являться резидентами «зоны территориального развития».

В каком случае можно получить кредит

Вопросу получения и использования инвестиционного налогового кредита посвящены статьи 66 и 67 Налогового кодекса РФ.
Он представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного времени и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Такой кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. Учтите: кредит может получить организация на срок от одного года до пяти лет.
Основанием для его получения являются (ст. 67 Налогового кодекса РФ):
– проведение НИОКР или технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, или повышение энергетической эффективности производства;
– осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
– выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению;
– выполнение государственного оборонного заказа;
– инвестирование в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности или относящихся к возобновляемым источникам энергии, или относящихся к объектам по производству тепловой, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, или иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
Вполне очевидно, что немногие сельхозпредприятия имеют возможность воспользоваться каким-либо из перечисленных оснований.
Однако с 5 января возможность получить кредит появилась и у обычных сельхозпредприятий, которые являются резидентами «зоны территориального развития» (изменения предусмотрены Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ).
Под такой зоной понимается часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития данного субъекта резидентам предоставляются средства государственной поддержки. Зоны создаются на 12 лет на территориях субъектов РФ по перечню Правительства РФ.
Так вот, в качестве льготы для резидентов зоны развития предусмотрено в том числе предоставление инвестиционного налогового кредита.
При этом такой кредит для резидентов зоны развития обладает несомненным преимуществом по сравнению с обычным.
Во-первых, его можно получить на 10 лет, а не на пять.
Во-вторых, размер кредита составляет 100 процентов расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон инвестиционных проектов.
В-третьих, проценты на такой кредит не начисляются.
Разумеется, для нарушителей договора предусмотрены санкции. Не позднее чем через три месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите придется уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на нее (исходя из ставки рефинансирования Банка России за каждый календарный день начиная с того, который следует за днем расторжения договора, до дня уплаты налога).

Готовим документы для получения кредита

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления (его форма приведена в приказе ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469).
Оформляется он договором между соответствующим уполномоченным органом и компанией. 

>|Формы договоров определены приказом ФНС России от 29 ноября 2005 г. № САЭ-3-19/622@.|<
Также организации придется представить в уполномоченный орган (п. 3 Порядка, утвержденного приказом № ММВ-7-8/469):
– справку налоговой инспекции по месту своего учета о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
– справку, полученную в налоговой инспекции по месту своего учета, с перечнем всех открытых ему счетов в банках;
– справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за шесть месяцев, предшествующих подаче заявления, а также о наличии расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, или об их отсутствии;
– справки банков об остатках средств на всех счетах;
– перечень контрагентов-дебиторов с указанием цен договоров, а также копии данных договоров;
– обязательство, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый ею график погашения задолженности;
– документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налога. Скажем, в случае обращения с заявлением о предоставлении кредита на основании ведения внедренческой или инновационной деятельности нужно представить документы, подтверждающие наличие соответствующего основания и бизнес-план инвестиционного проекта.

Кто принимает решение о предоставлении кредита

Решение о предоставлении компании кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в течение 30 дней со дня получения заявления (и пакета документов). В статье 63 Налогового кодекса РФ установлены органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов. Это зависит от вида налога: по федеральным налогам и сборам решение принимает ФНС России, по региональным и местным налогам, а также по налогу на прибыль по налоговой ставке, предусмотренной для зачисления в бюджеты субъектов РФ, – органы, уполномоченные на это законодательством субъектов РФ. Однако здесь есть одна сложность.
Дело в том, что согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 63 Налогового кодекса РФ, органами, уполномоченными принимать решения об изменении сроков уплаты региональных налогов в форме инвестиционного налогового кредита, являются органы, уполномоченные на это законодательством субъектов РФ. Таким образом, законом субъекта РФ определяется соответствующий уполномоченный орган. И если это не было сделано, то налогоплательщики данного региона получить кредит по региональным налогам не могут. Такой вывод можно сделать из письма Минфина России от 28 июля 2011 г. № 03-02-07/1-226.
Договор же о предоставлении кредита должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому предоставлен кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты (если они уплачиваются), порядок погашения кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, или поручительство, ответственность сторон.

>|По общему правилу (не касается резидентов зон территориального развития) не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Банка России.|<
Договор должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления кредита, или определяются условия такой реализации или передачи.

Механизм кредитования

Сельхозорганизация вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора.
Уменьшение производится по каждому налоговому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная заемщиком в результате всех таких операций (так называемая накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной в договоре.
Конкретный же порядок уменьшения налоговых платежей определяется условиями договора. Если компанией заключено несколько договоров об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, то накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров.
При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора.
А при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, налогоплательщик может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.
В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров, заключенных организацией) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов от соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам.
А накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате за этот период.
Если это все же произошло, то разница между накопленной суммой кредита и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Учет операций

Сумма предоставленного инвестиционного налогового кредита отражается в бухгалтерском учете сельхозорганизации проводкой:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 76
– отражена сума кредита по соответствующему налогу.
А проценты, начисленные по кредиту, отражаются в составе прочих расходов (по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы»). Это вытекает из пункта 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации».
В налоговом учете ситуация следующая.
Разумеется, исходя из подпункта 10 пункта 1 статьи 251 и пункта 12 статьи 270 Налогового кодекса РФ, средства кредита не относятся ни к доходам, ни к расходам организации. Но есть сложность. Она заключается в учете процентов.
Налоговики отказываются принимать проценты к налоговому учету.
Во-первых, они считают, что долговые обязательства, расходы в виде процентов по которым могут быть отнесены к внереализационным расходам организации, носят только гражданско-правовой характер. Кроме того, расходы на проценты по инвестиционному налоговому кредиту не являются экономически оправданными, так как налогоплательщик несет их по своей собственной вине.
Во-вторых, по мнению чиновников, уплата процентов за пользование таким кредитом фактически заменяет начисление пени в случае уплаты налога в более поздние сроки, чем это установлено законодательством. При этом в отношении сумм пени на основании пункта 2 статьи 270 Налогового кодекса РФ действует прямой запрет на их включение в расходы в целях налогообложения прибыли.
По этому вопросу стоит посмотреть письмо ФНС России от 2 февраля 2005 г. № 02-1-07/2. Между прочим, есть и судебное решение в пользу налоговиков – постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2009 г. № А10-3208/06-Ф02-795/09.
Однако все же многие суды считают иначе (постановления ФАС Поволжского округа от 3 октября 2006 г. № А55-28569/053, ФАС Уральского округа от 2 марта 2006 г. № Ф09-1077/06-С7). Они полагают, что расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида, в том числе и не только полученным по гражданско-правовым договорам, но и по инвестиционному налоговому кредиту. А что касается сравнения процентов по такому кредиту с пенями за просрочку оплаты налога, арбитры указывают, что пени начисляются вследствие неисполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налога, а инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации вполне правомерно по взаимному согласию сторон.
Важно запомнить

Для получения инвестиционного налогового кредита организация должна представить заявление и пакет документов, в том числе обосновывающих основания для кредитования. При этом в большинстве случаев за отсрочку уплаты налогов придется заплатить проценты.

Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №2, февраль 2012 г.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей