Как показывает практика, главные распорядители бюджетных средств при определении объема финансового обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг часто используют структурный метод расчета нормативных затрат. Это связано с тем, что данный метод позволяет определить нормативные затраты даже в случае отсутствия у учреждения утвержденных норм расхода ресурсов. Методы определения нормативных затрат Согласно Методическим рекомендациям № 137Н/5271 для расчета нормативных затрат на оказание единицы государственной (муниципальной) услуги может использоваться один из следующих методов: нормативный; структурный; экспертный.
Экспертный метод рекомендуется применять в случае невозможности использования нормативного или структурного метода. При применении экспертного метода нормативные затраты определяются на основании экспертной оценки, например может оцениваться: доля затрат в общем объеме затрат, необходимых для оказания услуги; условный объем площадей, необходимых для оказания услуги; количество потребителей услуги. Нормативный метод признается
основным при расчете норматива затрат на оказание единицы государственной (муниципальной) услуги. При применении этого метода затраты на оказание единицы услуги определяются путем умножения стоимости единицы группы затрат (рабочего времени персонала, расходных материалов) на количество единиц группы затрат, необходимых для оказания единицы услуги (приказ Минфина России от 22.12.2010 № 178н1): где Л/гу - нормативные затраты на оказание единицы услуги (норматив); Ред - стоимость единицы группы затрат; 0ед - количество единиц группы затрат, необходимых для оказания единицы услуги (норма расхода). Используем указанную формулу для расчета норматива затрат на приобретение расходных материалов в городской клинической больнице. Услуга - проведение спинномозговой пункции. Для расчета нормативных затрат этилового спирта на проведение процедуры умножим стоимость одного грамма, например 10 коп., на норму - 50 г (количество, установленное в приказе Минздрава СССР от 30.08.1991 № 245). Получим: Nry= 10 х 50 = 500 (коп.) = 5 (руб.) Учреждения здравоохранения, по сути, являются исключением из правил. Для большинства учреждений социальной сферы натуральные нормы расхода ресурсов на оказание услуг не установлены, а значит, использование нормативного метода практически невозможно. В этих случаях рекомендуется использовать структурный метод. Классификация затрат При выборе метода определения нормативных затрат необходимо учитывать не только отраслевые и территориальные особенности, но и вид затрат. Например, норматив затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда рассчитывается исключительно нормативным методом, а для расчета других нормативов могут применяться все методы. В субъектах РФ используются следующие подходы к классификации затрат: 1. По степени зависимости от изменения объема оказания государственной (муниципальной) услуги выделяют затраты постоянные (не изменяются с изменением объема предоставления услуги) и переменные (изменяются). 2. По возможности увязать с предоставлением конкретной услуги выделяют прямые затраты (непосредственно связаны с оказанием единицы госуслуги) и косвенные (прежде всего это нормативные затраты на общехозяйственные нужды). В составе затрат на общехозяйственные нужды выделяют затраты на: коммунальные услуги; содержание объектов недвижимого имущества; содержание объектов особо ценного движимого имущества; услуги связи; транспортные услуги; оплату труда административно-управленческого, административно-хозяй ственного, вспомогательного и иного персонала; прочие затраты на общехозяйственные нужды.
Применение структурного метода При применении структурного метода нормативные затраты определяются пропорционально выбранному основанию. Например, затраты могут распределяться пропорционально затратам на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, непосредственно оказывающего услугу: З; = З х ЗП; : ФОТ , где З; - затраты, приходящиеся на ,-го сотрудника; З - общая сумма затрат, которую необходимо распределить (например, общехозяйственные расходы); ЗП; - заработная плата ,-го сотрудника; ФОТ - общий фонд оплаты труда. При увеличении объема оказания услуги рано или поздно наступит момент, когда необходимо будет увеличивать не только переменные затраты, но и постоянные. Например, затраты на содержание недвижимого имущества (учреждение не может бесконечно увеличивать объем предоставления услуг, используя только имеющиеся площади, а увеличение площадей приведет к увеличению затрат на их содержание). объему услуг в случае, если они имеют одинаковую единицу измерения объема (например, человек, посещений); численности персонала, участвующего в оказании услуги; площади помещения, используемого для оказания услуги.
Учреждение социального обслуживания «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» оказывает три вида услуг: индивидуальное психологическое консультирование взрослых (A), индивидуальная психологическая работа с детьми (B) и семейное консультирование (C). В отчетном году затраты на оплату труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании услуг, составили 800 000 руб. Затраты на оплату труда работников, принимающих участие в оказании услуги А, - 160 000 руб. (20%),B-280 000 руб. (35%),C- 360 000 руб. (45%). В течение года произведены затраты: 12 000 руб. - на приобретение расходных материалов, используемых при оказании услуг (канцелярские принадлежности); 200 000 руб. - на общехозяйственные нужды.
Определение норматива затрат на оказание единицы госуслуги структурным методом приведем в таблице:
S со >. о
Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда
Затраты на приобретение расходных материалов
Затраты на общехозяйственные нужды
Итого затраты на государственную услугу
Объем госу-дартвенной услуги
Норматив затрат на единицуоказания государственной услуги
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
тыс. руб.
ед.
рубУед.
1
2
3
4
5
6
7
8 = 2 + 4 + 6
9
10 = 8/9
А
160
20
2,4
20
40
20
202,4
500
404,8
B
280
35
4,2
35
70
35
354,2
800
442,75
C
360
45
5,4
45
90
45
455,4
900
506
Итого
800
100
12
100
200
100
|