Выявлено нецелевое использование средств: исправляем ситуацию

Рассмотрим алгоритм действий, если по результатам инвентаризации установлено, что имеет место нецелевое использование бюджетных средств.

Что понимать под «нецелевкой»

Изначально хочется отметить, что случаи нецелевого использования бюджетных средств являются грубейшим нарушением финансовой и бюджетной дисциплины, которое может повлечь за собой применение финансовых санкций, мер административного воздействия, а также стать основанием для возбуждения уголовных дел.
При этом следует помнить, что на уровне законодательных и нормативных актов вопросы правильной и однозначной квалификации нарушений целевого использования средств пока остаются недостаточно проработанными.
Так, статья 289 Бюджетного кодекса РФ определяет нецелевое использование бюджетных средств как использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным: бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, иным правовым основанием их получения.
Допущение случаев нецелевого использования бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей учреждений в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.
Однако возбуждение уголовного дела предполагает наличие умысла на совершение преступления, который в большинстве случаев отсутствует.
Кроме того, некоторые распорядители бюджетных средств в бесспорном порядке сокращают выделенные бюджетные средства, используемые не по целевому назначению. Причем такое изъятие производится независимо от привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности.
Однако чиновники Минфина России признают данные действия неправомерными, ссылаясь на то, что к нарушителю применяются только меры, установленные Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами по основаниям, предусмотренным статьей 283 Бюджетного кодекса РФ. Поэтому требования распорядителей, предусматривающие сокращение расходов по выявленным направлениям неэффективного или нецелевого использования бюджетных средств, являются неправомерными (письмо Минфина России от 8 июля 2011 г. № 02-07-10/3060). Однако все же лучше избежать подобных нарушений. Для этого рассмотрим типичные ошибки.
 

Типичные нарушения

В соответствии с проведенным анализом материалов проверок контролирующих органов среди наиболее типичных ошибок можно выделить:
– несанкционированный перевод средств по статьям бюджетной классификации. В этом случае средства, выделенные на цели, подлежащие финансированию по одному коду КОСГУ (коду поступления или выбытия), используются на осуществление расходов по другим кодам;
– направление и расходование бюджетных средств по соответствующим кодам, но с превышением предусмотренного объема средств (сверх размера, установленного сметой доходов и расходов для казенных учреждений, субсидией – для бюджетных или автономных учреждений);
– направление и расходование бюджетных средств на цели, не предусмотренные условиями их выделения, – то есть по тем кодам КОСГУ поступлений или выбытий, средства на которые вообще не выделялись.
Кроме того, чиновники Минфина России еще в 2006–2007 годах (письма от 24 ноября 2006 г. № 09-06-182 и от 7 февраля 2007 г. № 02-08-08/259) рекомендовали выделять случаи нецелевого использования бюджетных средств, допущенные вследствие нарушения принципа адресности, под которым понимается:
– направление и расходование бюджетных средств на объекты, финансирование которых не предусмотрено условиями получения этих средств;
– направление бюджетных средств ненадлежащим получателям, то есть юридическим или физическим лицам, которые не предусмотрены как получатели в нормативно-правовых документах (соглашениях, контрактах, договорах).
 

Вовремя исправленная ошибка поможет избежать санкций

В практической деятельности учреждений факты нецелевого использования бюджетных средств чаще всего обусловлены неправильным толкованием Указаний о порядке применения бюджетной классификации (или незнанием отдельных положений данного документа). Поэтому вовремя замеченная и исправленная ошибка до закрытия финансового года поможет избежать ответственности.
Рассмотрим порядок исправления ошибок исходя из произведенных нарушений.
Использование средств, выделенных на осуществление вложений во внеоборотные активы на производство капитального или иных видов ремонта. Ошибочно расходы, произведенные в рамках освоения бюджетных инвестиций, отражаются по коду 310 (поступлений и выбытий), расходы на текущий ремонт – по коду 225 КОСГУ. Однако использование средств, выделенных на реконструкцию, модернизацию, дооборудование основных средств, для финансирования текущих расходов, в конечном счете приведет к недостатку средств для осуществления капвложений (в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией), а также к неправильному определению норматива затрат, учитываемых при расчете размера субсидии на следующий финансовый год. Как быть?
Исправить ситуацию можно внесением корректировок в регистры бухгалтерского учета и уточнением сумм бюджетных ассигнований.
С 2011 года следует считаться с тем, что средства бюджетных инвестиций и средства субсидий на выполнение госзадания отражаются также по разным кодам вида деятельности. Данные нарушения могут быть допущены при приобретении объектов нематериальных активов – например, покупка программных средств общего назначения (без лицензии) за счет средств бюджетных инвестиций или, наоборот, списание лицензионных платежей за счет увеличения прочих расходов.
Использование средств, выделенных по подстатье 226 КОСГУ на осуществление расходов по иным кодам бюджетной классификации. К примеру, на приобретение материальных запасов или выплату заработной платы. В таких случаях, по нашему мнению, исправлять ситуацию можно посредством внесения дополнительных корректировочных записей в регистры бухучета по результатам проведенной ревизии или проверки. При этом не исключается возможность привлечения виновных лиц к материальной ответственности.
Расходование бюджетных средств на цели, не предусмотренные условиями их выделения. Как правило, в данном случае речь идет о приобретении объектов нефинансовых активов (основных средств и материальных запасов), средства на которые не выделялись. Подобное нарушение, на наш взгляд, всегда является умышленным, поэтому меры финансового, административного или уголовного воздействия должны применяться в полном объеме (в зависимости от сумм и обстоятельств нанесения ущерба соответствующему бюджету).
Ошибки, связанные с тем, что Указаниями по применению бюджетной классификации РФ установлены разные правила отражения расходов в зависимости от целей, для которых они производятся. Например, на пусконаладочные работы (под нагрузкой или вхолостую), на приобретение периодических изданий (для комплектования библиотечного фонда и в тех случаях, когда такой фонд в учреждении не формируется) и т. п. В данном случае при исправлении ошибок в порядке, предусмотренном Инструкцией № 157н, данное нарушение уже не будет рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств и, следовательно, позволит избежать наказания.
Важно запомнить

Минимизация рисков допущения фактов нецелевого использования бюджетных средств может быть достигнута путем детализации расходов на стадии планирования деятельности учреждения на предстоящий период.

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №12, декабрь 2011 г.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей