Интегрированная отчетность — новая модель отчетности для бизнеса

Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты» № 7, 2011отчетности факультета экономики НИУ-ВШЭ

Концепция интегрированной отчетности в последнее время занимает первые страницы профессиональных изданий мира аккаунтинга. Глобальный финансовый кризис выявил необходимость новой экономической модели, которая могла бы защитить бизнес, инвесторов, сотрудников и общество от серии последующих все более глубоких кризисов.

В настоящее время в целях многих компаний над долгосрочными задачами улучшения жизни общества часто преобладают краткосрочные выгоды, запуская механизмы более агрессивного в отношении рисков бизнес-поведения и моделей принятия решений. Это не может не привести к рыночной нестабильности такого масштаба, который угрожает целым отраслям и экономикам стран. Один из аспектов критики настоящей модели корпоративной отчетности состоит в том, что сейчас в ней не уделяется достаточно внимания таким факторам, как риск, стратегия, Отчетность вынуждена эволюционировать из-за необходимости отражения изменений в самом бизнесе, в информационных технологиях, в потребностях пользователей. В различных юрисдикциях существуют различные требования. В рамках одной юрисдикции, как правило, встречаются разные подходы к различным предприятиям — в зависимости от их размера, вида собственности и деятельности.

И наконец, меняются сами требования — это непрерывный процесс. Но насколько процесс этих изменений должен отражать революционный характер заявлений об их необходимости?

Схема 2. Бизнес-отчетность — интегрированная модель

 Интегрированная отчетность — новая модель отчетности для бизнеса

Основная критика существующей модели финансовой отчетности сейчас сосредоточена в следующих областях:


Финансовая отчетность не решает поставленных перед ней задач,или, другими словами, создает ложное впечатление о компании у пользователей, потому что она «историческая» — отражает результаты прошлых событий, количественная и «только финансовая». Существующая модель неадекватно отражает нематериальные активы — большинство нематериальных активов, созданных «внутри» компании, не проходят тест на признание активов в соответствии с МСФО и поэтому не показываются на балансе компании. Несостоятельность оценок по текущей стоимости — в период финансового кризиса и после него были высказаны большие сомнения в правомерности использования оценок по справедливой стоимости или по рынку, хотя это не совсем одно и то же. Заявляется, что оценка по справедливой стоимости, по крайней мере финансовых инструментов, приводит к усилению финансового кризиса. Несостоятельность оценок по исторической стоимости — этот аргумент существует уже больше 60 лет и прямо противоположен предыдущему: новый подход должен базироваться на текущей стоимости. Формы текущей стоимости варьируются во времени, в последнее время актуальна справедливая стоимость. Проблемы признания обязательств и раскрытия информации о финансовых инструментах — в прессе представителями профессии — бухгалтерами и аудиторами многократно высказывалось мнение о том, что некоторые из существующих практик, диктуемые требованиями МСФО, неадекватны.

Как видно из определения модели, под бизнес-отчетностью понимается не только годовой отчет. Для многих компаний годовой отчет уже давно стал только малой частью той информации, которая раскрывается внешним пользователям, и к тому же самая важная информация, например прибыли за год, уже оказывается донесенной до общественности к тому времени, как появляется годовой отчет.

Распространение XBRL

Еще одним из аспектов критики существующей ситуации является не только содержание модели, но и способ «доставки» информации до пользователя. Здесь большие надежды связывают с новым методом «маркировки » финансовой информации в отчетности или присваивания тегов — XBRL (Business Reporting Language). Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) разъясняет, что «теги уникально идентифицируют отдельные данные в финансовой отчетности компании, так что по ним можно легко делать поиск в Интернете, их можно загружать в расчетные таблицы, базы данных и использовать в любого рода сравнительной и аналитической работе инвесторов, аналитиков и журналистов».

Распространение XBRL растет: SEC постепенно вводит требования для публичных компаний США предоставлять информацию в формате XBRL, и процесс начался с самых крупных компаний; в Великобритании этот формат уже используется и для налоговых файлов, и для системы хранения информации о публичных компаниях (Company House), и это требование станет обязательным уже через несколько лет. Руководителем XBRL Int. было заявлено, что если бы использование этого языка было повсеместным, финансовый кризис можно было бы предотвратить.

Нефинансовая информация в отчетности

Спор по поводу целесообразности создания и внедрения модели нефинансовой отчетности уже практически выигран сторонниками «моделирования» — если существует жестко регулируемая финансовая отчетность, содержащая четкие инструкции о том, что должно быть раскрыто, как это следует оценивать и как представлять, то почему не реализовать похожий подход для нефинансовой отчетности?

Согласно отчету компании «Делойт» Write from the Start: Surveying Narrative Reporting in Annual Reports, за последние 10 лет объем финансовой информации увеличился почти вдвое, а нефинансовой информации — в 6 раз и теперь занимает почти 54 % годового отчета (выборка взята из публичных компаний Великобритании).

Годовой отчет холдинга HSBC прекрасно иллюстрирует мысль об увеличении объемов бизнес-отчетности в целом и ее нефинансовой части в отдельности:

Годовой отчет холдинга HSBC


Год


Финансовые
отчеты, страниц


Финансовые отчеты, %


Прочие
отчеты, страниц


Прочие отчеты, %


Итого
страниц


1999


61


49


63


51


124


2008


119


25


353


75


472


При этом, несмотря на такое количество нефинансовой информации, как таковой общепринятой модели нефинансовой отчетности, соответствующей определению, не существует. Есть только обязательные требования органов различных юрисдикций — в основном требования комиссий по ценным бумагам и биржам и Европейского совета:


для публичных компаний раскрывать любую информацию, которая с большой вероятностью может повлиять на цену акции; некоторые принципы, применяемые к некоторым частям бизнес-отчетности, такие как бизнес-обзоры в Европе; более конкретные требования по раскрытию отдельных категорий информации, например относящейся к директорам компании.

Огромное количество информации, раскрываемой компаниями добровольно, отражает желания менеджмента донести эти сообщения до внешнего мира и его предположения о том, что внешнему миру было бы интересно. Поэтому модель, которая говорит ответственным за подготовку информации, что они должны делать, а пользователям — чего они могут ожидать; модель, которая обеспечивает достаточный уровень раскрытия и, что, может быть, самое важное, гарантирует приемлемый уровень сравнимости информации, — такая модель нефинансовой отчетности по крайней мере внесла бы определенный порядок в «хаос», существующий сейчас.

Что раскрывать?

Существует ряд проблем, связанных с разработкой и внедрением такой модели. Один из главных вопросов состоит в том, насколько вообще возможно определить в деталях информацию, необходимую для раскрытия, чтобы она была полезной. Понятие «полезности» настолько сильно диверсифицировано по рынкам, бизнесам и даже по обстоятельствам функционирования компаний, что невозможно объективно определить, какой вклад вносят те или иные показатели в успех бизнеса. Иногда менеджеры сами не знают, что приводит их корпорацию к успеху. По тем же причинам такую информацию сложно проверить независимым образом. К тому же стоимость сбора и подготовки такой информации обещает быть высокой, и это вызовет негативную реакцию компаний, подготавливающих отчеты.

Однако это не означает, что единые общие принципы подготовки такой отчетности не будут полезны. Примерами таких попыток являются предложения Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности по документу «Комментарии менеджмента» (Management Commentary) и Директива по совершенствованию отчетов Европейского союза (EU Accounts Modernization Directive). Требования Директивы гласят:

«а) Годовой отчет должен включать по крайней мере адекватный обзор развития и результатов работы бизнеса и его нынешнего состояния, а также описание существенных рисков и неопределенностей, которые воздействуют на компанию. В обзоре должен приводиться взвешенный и всеобъемлющий анализ развития, результатов работы и текущего состояния в соответствии с масштабом и сложностью операций.

б) Для обеспечения понимания развития бизнеса, его результатов и состояния в отчет необходимо включать, наряду с финансовыми, и нефинансовые ключевые показатели эффективности, релевантные для данного бизнеса, включая вопросы охраны труда и окружающей среды.
в) В рамках подобного анализа в годовом отчете должны приводиться ссылки и даваться дополнительные комментарии значениям статей, фигурирующим в отчетах».

И наконец, есть то, что объявил своей задачей созданный в июле прошлого года Комитет по Международной интегрированной отчетности (International Integrated Reporting Committee, IIRC), — модель, объединяющая и взаимоувязывающая два вида отчетности, финансовую и нефинансовую, в одну интегрированную бизнес-отчетность, получаемую не «простым сложением», а в результате более сложного процесса, выявляющего взаимосвязи между двумя «пакетами» информации, обеспечивающего необходимый для понимания, но не излишний уровень дублирования и кросс-ссылок и гарантирующего стратегический фокус.

Комитет по Международной интегрированной отчетности был создан в августе 2010 г. проектом A4S и GRI. Новый комитет определил себе как цель создание Общепризнанной концепции отчетности по устойчивости — концепции, которая объединила бы информацию по финансам, общественному надзору, вопросам окружающей среды и социальным аспектам в один четкий, взаимоувязанный и пригодный для сравнений формат — другими словами, интегрированный формат. Поставлена задача получить всеобъемлющую и полную информацию о деятельности предприятия как в прошлом, так и в перспективе, как того требует новая глобальная более устойчивая экономическая модель.
Проект «Учет устойчивости» (Accounting for Sustainability, A4S)— это проект, который был организован Его высочеством принцем Уэльским в 2004 г., и результаты первой фазы его деятельности были представлены в 2006 г. в присутствии представителей высших эшелонов власти, бизнеса и профессионального мира отчетности. На сегодняшний день результаты включают:


исследования и отчеты по реализации интегрированного подхода к финансовой и корпоративной устойчивости; анализ практических инструментов и принципов управления, применяемых предприятиями для осуществления более тесной связи между факторами устойчивости и их бизнес-стратегией; практические руководства по встраиванию вопросов устойчивости в процессы принятия бизнес-решений; создание в 2008 г. форума «Учет устойчивости» (Accounting for Sustainability), который объединил влиятельные международные организации в области отчетности предприятий в сеть — Accounting Bodies Network; запуск в декабре 2009 г. микросайта Connected Reporting, задачей которого является помощь предприятиям в формировании отчетности по устойчивости бизнеса.

Инициатива по глобальной отчетности (Global Reporting Initiative, GRI), отметившая свое 10-летие в 2007 г., — это сетевая организация, которая первой предложила концепцию отчетности по устойчивости компаний, наиболее широко используемую в настоящее время во всем мире. Ключевой целью GRI является признание раскрытия информации по деятельности предприятия в области окружающей среды, социальным вопросам и вопросам надзора повсеместным обязательным требованием к предприятиям. GRI разработала Руководство по формированию отчетности по устойчивости (Sustainability Reporting Guidelines), которое сейчас является ключевым документом для предприятий, добровольно представляющих отчетность по устойчивости.

В основу этого процесса, по мнению авторов исследования Development in New Reporting Models4, может быть положено несколько подходов:


Построение такого интегрированного отчета в форме «истории успеха» поможет преодолеть фрагментарный характер бизнес-отчетности. Однако «профессиональные» пользователи, а именно финансовые аналитики, весьма скептически воспринимают «истории» от менеджмента. С другой стороны, есть ряд критиков, которые считают, что как раз аудированная финансовая отчетность, скорее, может быть объектом манипуляций, а менеджмент склонен говорить правду Очевидным кажется утверждение, что бизнес-отчетность должна отвечать потребностям пользователей. Однако и интересы пользователей, и фокус их внимания постоянно меняются. Процесс оценки бизнеса представляет собой не механическое применение модели, а творческий процесс, где рассматриваются все релевантные факторы и данные без каких-либо ограничений. Поэтому если спросить пользователей об их нуждах, нельзя ожидать, что мы получим детальную схему, опираясь на которую можно построить модель отчетности. Также разумным предложением кажется раскрывать для бизнеса драйверы успеха. Именно это требование лежит в основе критики существующей отчетности по нематериальным активам, поскольку считается, что сейчас именно эти активы и являются драйверами. Однако основным препятствием к практическому применению этого подхода является то, что, хотя интуитивно эта взаимосвязь ясна, четко определить вклад каждого драйвера, которых может быть множество, в успех и финансовый результат компании очень сложно. Эффект может быть кумулятивным, т. е. от нескольких драйверов, вместе взятых, оценка вклада каждого драйвера в отчетности весьма субъективна, и, наконец, менеджмент может просто не знать, что приносит успех их бизнесу. Представление бизнеса как экономической модели требует дополнительного исследования в будущем.

Несмотря на вышеизложенные сомнения, планы по разработке концепции интегрированной бизнес-отчетности оптимистичны: Концепция интегрированной отчетности должна в этом году пройти все этапы публичного обсуждения на специально организованных международных круглых столах и затем в открытом доступе. Обсуждение началось в июне во Франкфурте, на конвенции по интегрированной отчетности, с выпуска первого документа комитета — Документа для обсуждений (Discussion Paper). Круглые столы продолжатся до октября 2011 г., затем будет выпущен Предварительный проект (Exposure Draft). Он будет представлен на обсуждение на саммите «Большой двадцатки» в ноябре в Каннах главам государств и руководителям министерств финансов. Вовлечение лидеров такого высокого уровня придаст проекту необходимый вес и подчеркнет важность предлагаемых реформ, что должно ускорить процесс принятия концепции глобальным сообществом.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей