Лектор семинара: . В нем сообщается, что введение новой транспортной накладной не исключает применение товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т и товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Таким образом, теперь в учете проходят три накладные – транспортная, товарно-транспортная и товарная. Документы, необходимые для учета затрат на перевозку Минфин России в письме от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/500 разъяснил, какими документами подтверждаются затраты на перевозку товара при налогообложении прибыли. Состав документов зависит от того, заключался договор перевозки или нет. Если договор заключен, то расходы можно подтвердить и новой транспортной накладной, и накладной по форме № 1-Т. Оба документа действуют и соответствуют требованиям законодательства. Если договора нет и покупатель вывозит груз на своей машине, то услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется. Затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом. Если договора нет, а груз доставляет продавец до покупателя, то в данном случае оказывается услуга по перевозке и требуется транспортная накладная. Расходы можно подтвердить как новой транспортной накладной, так и прежней товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Однако в письме Минфина рассмотрены далеко не все ситуации, которые возникают на практике. Ведь зачастую для перевозки груза привлекается третья сторона – транспортная компания. И тут же возникает неясность, какие документы заполнять. Сразу оговорюсь, что пока нет официальных разъяснений на эту тему. Поэтому до тех пор, пока они не появились, безопаснее в любых ситуациях заполнять два документа – и новую транспортную накладную, и прежнюю ТТН. Это поможет избежать споров с налоговиками. Ведь ТТН никто не отменял. Теперь подробнее поговорим о возможных вариантах транспортировки груза. Итак, поставщик заказывает в транспортной компании доставку груза до покупателя. Тогда он, как грузоотправитель, составляет три экземпляра транспортной накладной – для себя, перевозчика и покупателя. Если договор перевозки заключает с покупателем компания-экспедитор по поручению поставщика, но от своего имени, то она же является грузоотправителем и составляет транспортную накладную. Поставщик же, хотя он и не участвует в перевозке, также должен получить свой экземпляр для учета расходов на транспортировку товара. Итак, в приведенных примерах будут составлены три транспортные и четыре товарно-транспортные накладные для поставщика, покупателя и перевозчика. Теперь рассмотрим ситуацию, когда транспортировку заказывает в транспортной компании покупатель. Для учета расходов ему потребуются транспортные накладные в любом случае. Даже тогда, когда он не является ни грузополучателем, ни грузоотправителем. Значит, и в этой ситуации нужны три транспортные и четыре товарно-транспортные накладные. Но поставщик может не заказывать перевозку в транспортной компании, а привезти товар самостоятельно. Тогда состав первичных документов будет зависеть от того, включена ли стоимость доставки в цену товара. Если стоимость доставки выделена отдельной строкой, то применяются правила, регулирующие договоры перевозки. А значит, составляются три транспортные накладные и четыре ТТН. Если перевозка включена в стоимость товара и груз либо привозит поставщик, либо вывозит покупатель, то в этом случае транспортная накладная не нужна. А вот ТТН нужно оформить, так как в соответствии с пунктом 2 Инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минтранса РСФСР № 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» грузы перевозятся только при наличии ТТН. А эту инструкцию пока никто не отменял. Чем транспортная накладная отличается от ТТН Главное отличие новой транспортной накладной в том, что она не содержит товарного раздела, как ТТН. То есть по ней нельзя идентифицировать отдельные позиции перевозимого груза. А значит, нельзя его оприходовать без товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Компанию выручит ТТН. По мнению Минфина России, высказанному в письме от 31 января 2011 г. № 03-03-06/1/42, для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров достаточно одной из двух накладных – либо ТТН, либо № ТОРГ-12. Есть и другие отличия. В транспортной накладной появилась строка, которой нет в ТТН, – объявленная стоимость (ценность) груза в строке 5 «Указания грузоотправителя». Обратите внимание, что это не стоимость самого товара, а лишь его объявленная ценность. Строку заполняют для того, чтобы можно было рассчитать размер причиненного ущерба. Но для того, чтобы не возникло претензий со стороны налоговиков, безопаснее в этой строке все-таки писать ту же стоимость товара, что и в № ТОРГ-12. В транспортной накладной также появилась строка «Экземпляр №». В ней ставится номер экземпляра. При этом не важно, экземпляр под каким номером попадет к покупателю или останется у поставщика. Более того, не страшно, если в компанию поступит четвертый экземпляр накладной, хотя по общему правилу всего выписывается их три. Договором может быть предусмотрено большее количество экземпляров. Транспортную накладную подписывают и заверяют печатями грузоотправитель и перевозчик. Они же заверяют своими подписями и печатями любые исправления в документе. Грузоотправитель расписывается и ставит печать в пункте 6 «Прием груза» и в пункте 16 «Дата составления, подписи сторон». Грузополучатель ставит подпись и печать в пункте 7 «Сдача груза». Перевозчик расписывается и ставит печать в пункте 9 «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению», в пункте 16 «Дата составления, подписи сторон». Водитель ставит подпись в пунктах 6 «Прием груза» и 7 «Сдача груза». Как решались споры в судах по поводу ТТН На практике некоторые компании не требуют от перевозчиков транспортные документы, а расходы на доставку списывают на основании акта оказанных услуг. Но эта ситуация спорная. Скорее всего налоговики откажут в вычете НДС, так как товары якобы не доставлены, а значит, не могут быть приняты к учету. Раньше подобные споры часто возникали из-за отсутствия товарно-транспортной накладной. По ним сложилась определенная арбитражная практика. Чего, кстати, нельзя сказать про новую транспортную накладную, поскольку она введена в действие совсем недавно. Поэтому обратимся к судебной практике по поводу применения ТТН. Какие выводы характерны для судей? Налоговики не вправе требовать у налогоплательщика ТТН, если не был заключен договор на перевозку груза с транспортной компанией (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2008 г. по делу № А42-6159/2007). Нельзя отказать в возмещении экспортного НДС только на том основании, что не представлена товарно-транспортная накладная (постановление ФАС Уральского округа от 14 февраля 2008 г. № Ф09-309/08-С2). Товар можно принять к учету только на основании товарной накладной № ТОРГ-12 без товарно-транспортной накладной (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2008 г. № А19-9946/07-18-Ф02-391/08, ФАС Волго-Вятского округа от 21 марта 2008 г. по делу № А11-2713/2007-К2-18/162). Расходы на перевозку можно подтвердить иными документами кроме ТТН – актами оказанных услуг, счетами-фактурами, договором, платежками, путевыми листами, накладными № ТОРГ-12 и т. д. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 марта 2010 г. по делу №А27-9842/2009). Но есть и негативные для компаний решения. Акты по оказанию транспортных услуг не подтверждают перевозку груза (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13 августа 2010 г. № А63-5615/2009-С4-9). Комментарий редакции Сколько нужно экземпляров накладных Напомним, что товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т составляется в четырех экземплярах (п. 2 Правил оформления перевозочных документов, утв. Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г.): – первый – остается у самого грузоотправителя и является у него основанием для списания товарно-материальных ценностей (второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю); – второй – передается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза (третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузополучателя, сдаются перевозчику); – третий – служит основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику автотранспорта; – четвертый – прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Новая транспортная накладная составляется в трех экземплярах (п. 9 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272): – для грузоотправителя; – для грузополучателя; – для перевозчика. Статья напечатана в журнале "Семинар для бухгалтера" № 11, 2011 |