У многих бухгалтеров до сих пор в голове твердо сидит, что скидка не должна быть более 20%. Иначе - доначисления исходя из рыночных цен, пени и штрафы. Но так ли это? Заглянем в Налоговый кодекс В ст. 40 НК приведен целый ряд условий, когда при отклонении цены более чем на 20% от обычных цен она все же считается рыночной. В частности, в п. 3 этой статьи четко сказано, что при определении рыночной цены должны учитываться скидки к цене, обоснованные маркетинговой политикой. И это - как раз наш случай, так как подходит для скидок, которые продавец делает своим покупателям в рамках рекламных акций. Только учтите, что подобный подход действует лишь тогда, когда поставщик и покупатель - невзаимозависимые . Получается, что вы вполне безопасно (с налоговой точки зрения) можете организовать рекламную акцию с большими скидками. Этим уже давно пользуются многие компании. К примеру, один ювелирный завод регулярно проводит акции под лозунгом "Покупаешь одно изделие - второе получаешь бесплатно". Условия акции доступны всем желающим на сайте завода. В них закреплено, что покупатель одного украшения имеет право выбрать второе (но в пределах цены первого) условно бесплатно: в чеке его цена будет 1 копейка. Мы имеем дело с акцией, в рамках которой всем потенциальным покупателям сделано одинаковое публичное предложение, являющееся частью маркетинговой политики. Следовательно, цена второго товара, равная 1 копейке, и есть рыночная цена . При определении рыночной цены товаров (работ, услуг) по сделкам между невзаимозависимыми лицами учитываются, в частности, скидки, вызванные : сезонными и иными колебаниями потребительского спроса; потерей товарами качества или иных потребительских свойств; истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации; маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки; реализацией опытных моделей и образцов товаров. Вот другой реальный пример. Региональный сотовый оператор регулярно проводил акции ("Каникулы", "Ночные разговоры" и т. д.), по условиям которых абонент получал право на льготные цены услуг связи. Инспекторы посчитали, что акционные тарифы занижены, и доначислили налоги по обычным ценам. Организация сочла такие доначисления незаконными, и суд ее поддержал. Ведь по правилам ст. 40 НК РФ сравнивать можно только цены по идентичным сделкам. А цены в рамках акций и вне их не идентичны. Значит, и доначисления налогов неправомерны . Оформляем "скидочные" документы Конечно, чтобы проверяющие не предъявляли претензии, вам нужно правильно оформить предоставление скидок своим покупателям. Лучше, конечно, не просто заявить о своей "скидочной" акции в рекламе, а оформить ее приказом руководителя. А само предложение разместить в доступном для покупателей месте, к примеру в офисе или своем магазине. Желательно также продублировать ее на своем сайте. Главное - чтобы ваше предложение было для всех потенциальных покупателей. Если вы продаете товары организациям, то упоминание о скидках должно быть также и в вашем договоре. Для обоснования скидок нет ни конкретного перечня документов, ни какой-либо специальной формы . Некоторые продавцы дополнительно утверждают документ под названием "Маркетинговая политика", поскольку именно этот термин упоминается в п. 3 ст. 40 НК РФ. В своей маркетинговой политике они прописывают лишь общие подходы к проведению рекламных акций и установлению скидок. А в распоряжениях на проведение конкретных акций делают отсылку на этот документ. * * * Правильно оформленные документы дают продавцам и поставщикам полную свободу в установлении скидок. Даже очень больших. И инспекция должна признавать такие скидочные цены рыночными. -------------------------------- ст. 20 НК РФ, подп. 1 п. 2, п. 3 ст. 40 НК РФ п. 3 ст. 40 НК РФ Постановление ФАС МО от 14.06.2011 N КА-А40/5360-11 п. 3 Письма Минфина России от 18.07.2005 N 03-02-07/1-190; Постановление ФАС СЗО от 03.06.2005 N А56-43517/04 Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N21, 2011 |