Интернет-конференция "Изменения в финансовой отчетности в 2011 году"

отчетности в 2011 году". На все вопросы посетителей сайта в режиме онлайн ответила Ирина Юцковская, директор департамента бухгалтерского консалтинга ФБК.

Анонимный пользователь: Фирма не работает. УСН. Представляем нулевую отчетность. Какие изменения в 2011 году в этой связи, в плане представления отчетности?

Ирина Юцковская: В соответствии с пунктом 3 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, кроме того, что такие организации ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

По состоянию на текущий момент отсутствуют какие-либо изменения на 2011 год по сравнению с 2010 годом в порядке представления бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения.

Пользователь katya091: ОС в налоговом учете с 40 000р., а в бухгалтерском с 20 000р. Можно прописать в учетной политике, что и в бухгалтерском учете ОС с 40 000р.?

Ирина Юцковская: Порядок учета объектов основных средств регулируется ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н).

В настоящий момент в пункте 5 ПБУ 6/01 предусмотрено право организации учитывать в составе материально-производственных запасов активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20000 рублей за единицу.

Таким образом, лимит стоимости объектов основных средств организация устанавливает самостоятельно в учетной политике, однако нормативный документ ограничивает максимальную стоимость объектов, которые могут быть учтены в составе МПЗ. Соответственно организации не вправе учитывать в составе МПЗ объекты, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 ПБУ 6/01, и стоимостью более 20000 рублей за единицу, даже если в своей Учетной политике организация укажет необходимый лимит стоимости.

В настоящее время существует проект Приказа Минфина РФ, который вносит изменение в пункт 5 ПБУ 6/01, в частности в Проекте увеличивается максимальная стоимость объектов, которые могут быть учтены в составе МПЗ, до 40000 руб.

Тем самым после утверждения указанного проекта Приказа и принятия всех поправок будут отсутствовать законодательные разницы налогового учета и бухгалтерского учета в части предела лимита стоимости для признания объектов, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 ПБУ 6/01, в составе материально-производственных запасов активы. Организации в своей учетной политике на 2011 год смогут указать лимит стоимости для учета объектов в составе МПЗ, но не более 40000 рублей за единицу, только если будут приняты поправки в ПБУ 6/01, вступающие в силу с 01.01.2011

Пользователь Никалина: Что это за зверь - трансфертное ценообразование - что это такое и как это скажется на учётной политике предприятия и ценообразовании? Что необходимо предпринимать и как предпринимать для этого ценообразования?

Ирина Юцковская: Трансфертное (внутрикорпоративное) ценообразование может использоваться только при наличии нескольких взаимозависимых фирм. Именно такой структурой характеризуются все современные корпорации, число которых постоянно увеличивается в мире.
Одним из основных финансовых интересов корпораций при использовании трансфертных цен является снижение общего налогового бремени. В то же время финансовые интересы государства выражаются в объеме налоговых поступлений, что подразумевает необходимость регулирования цен сделок между взаимозависимыми лицами.

Трансфертное ценообразование представляет собой средство объединения информации в системах учета отдельных организаций в единую систему управленческого учета корпорации. Аккумулируя ресурсы с помощью управления движением финансовых потоков, трансфертное ценообразование позволяет получить корпорациям конкурентные преимущества за счет приобретения возможности осуществлять маркетинговые мероприятия, проводить НИОКР, инвестировать средства в приобретение нового оборудования и др.

Законопроект о трансфертном ценообразовании был одобрен парламентом еще в феврале 2010 г. и новые правила трансфертного ценообразования, если закон будет принят, будут оказывать прямое влияние на процесс финансового планирования. Так, в новых правилах в отношении ряда категорий налогоплательщиков будет предусмотрено обязательство по ведению анализа финансовых результатов их деятельности, расчету целевого интервала рентабельности, подтверждающего рыночный характер деятельности компании в течение года, отражению этих данных в документации по трансфертному ценообразованию и предоставлению данной информации в налоговые органы.

В этой связи особенно актуальной является своевременная разработка и выполнение последовательных действий в сфере трансфертного ценообразования при финансовом планировании, а также понимание следующих ключевых аспектов:
• организация финансового планирования с использованием трансфертного ценообразования (методология по трансфертному ценообразованию) должна производиться/разрабатываться с учетом ожидаемых изменений в законодательстве по трансфертному ценообразованию;
• часть методологии по трансфертному ценообразованию должна быть оформлена и представлена в налоговые органы;
• необходимо понимание точных требований по отражению финансовых результатов деятельности компании в документации по трансфертному ценообразованию, а также понимание о необходимом уровне детализации данной финансовой информации для отражения;
• в случае если фактическая трансфертная цена/рентабельность компании выйдет за пределы интервала рыночных цен/рентабельности, определенной в процессе финансового планирования, налоговые органы могут скорректировать налогооблагаемый доход;
• у налогоплательщика существует возможность обосновать вышеупомянутые расхождения за счет рыночных факторов, влияющих на итоговый финансовый результат компании.

Согласно законопроекту при расчете рыночного интервала рентабельности будет использоваться статистический подход, который отличается от метода расчета на основе интерквартильного диапазона, применяемого в большинстве других стран, где действуют правила трансфертного ценообразования.

Минимальное количество наблюдений для формирования интервала рентабельности составляет четыре значения.

Анализ предлагаемой методики расчета интервала рентабельности показал, что при расчете минимального и максимального значения интервала происходит фактическое смещение интервала в сторону минимального наблюдения.

В законопроекте предусматривается, что при расчете показателей рентабельности должна быть использована информация о рыночной стоимости активов. На практике, в большинстве случаев, определить рыночную стоимость активов сопоставимых компаний чрезвычайно сложно из-за недоступности необходимой информации или значительных затрат, связанных с оценкой таких активов.

В Республике Казахстан с 1 января 2009 года вступил в силу Закон «О трансфертном ценообразовании», Закон 5 июля 2008 года № 67-IV ЗРК. В казахстанских информационных источниках много практических разъяснений; можно поинтересоваться опытом соседей (на наше счастье, русский язык у них является вторым государственным языком)

Пользователь financedir: В проекте изменений в Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н удален п.72 о резервах предстоящих расходах. В налоговом учете мы начисляем резервы по статье 324.1 НК РФ, значит ли это, что в бухгалтерском учете мы не сможем теперь этого делать, и у нас будут разницы по ПБУ 18/02?

Ирина Юцковская: Действительно, в приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" планируется внести ряд изменений.

В частности, планируется исключить пункт 72, который посвящен возможности формирования резервов предстоящих расходов: на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат.

Статья 324.1 НК РФ предусматривает возможность формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет. При этом в статье установлен порядок расчета этих видов резервов и порядок их учета для целей налогообложения прибыли.

Однако упоминание о резервах предстоящих расходов остается в других нормативных документах, как например:
• Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"
• Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"

Для целей бухгалтерского учета в случае утверждения планируемых изменений в Приказ 34н при формировании некоторых видов резервов предстоящих расходов необходимо руководствоваться ПБУ 8/2001 "Условные факты хозяйственной деятельности" (Приказ Минфина РФ от 28.11.2001 № 96н).

Такими видами резервов предстоящих расходов являются, например, предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Обращаю внимание, что в настоящий момент имеется проект новой редакции ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», который планируется ввести в действие с бухгалтерской отчетности 2011 года.
В проекте новой редакции ПБУ 8/2010 прямо указано, что оценочное обязательство по предстоящим расходам по ремонту основных средств организации не признается.

Предполагается, что проект ПБУ 8/2010 будет являться неким аналогом МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Однако в сферу действия МСФО 37 не входят оценочные обязательства, регулируемые МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам», а именно оценочные обязательства на предстоящую оплату отпусков работникам и выплату вознаграждений по итогам работы за год.

Исходя из анализа нормативных требований проекта ПБУ 8/2010, можно сделать вывод, что на основании ПБУ 8/2010 не представляется возможным формирование таких видов резервов как резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год.

В российском законодательстве по бухгалтерскому учету отсутствует нормативный документ, регулирующий порядок учета вознаграждений работникам аналогично МСФО (IAS) 19, соответственно отсутствует регулирование порядка формирования для целей бухгалтерского учета резерва на предстоящую оплату отпусков работникам и резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год. В связи с этим организации необходимо воспользоваться п. 7 ПБУ 1/2008 "учетной политики соответствующий способ порядка учета оценочных обязательств, исходя из Международных стандартов финансовой отчетности.

Однако для целей бухгалтерского учета порядок признания затрат на выплату краткосрочных вознаграждений работникам в форме оплачиваемых отпусков и выплату премий в соответствии с МСФО 19 несколько отличается от порядка признания расходов в виде резервов по ст. 324.1 НК РФ. Таким образом, при формировании резервов по ст. 324.1 НК РФ для целей налогового учета и при формировании этих же видов резервов для целей бухгалтерского учета у организации могут возникать временные разницы по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н.

Пользователь Никалина: Что скрывается за термином автономные учреждения, какой план счетов и какую учётную политику эти учреждения обязаны применять?

Ирина Юцковская: Согласно Федеральному закону от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях":
• автономное учреждение является некоммерческой организацией, т.е. организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученную прибыль между участниками;
• автономные учреждения создаются только публично-правовыми образованиями (Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями);
• автономные учреждения создаются для выполнения работ и оказания услуг, поэтому возложение на них административных полномочий, составляющих компетенцию органа государственной власти, недопустимо;
• перечень сфер, в которых могут быть созданы автономные учреждения, не носит исчерпывающего характера, т.е. помимо областей, указанных в Законе, автономные учреждения могут быть созданы и в иных сферах, в которых требуется выполнение работ или оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Предмет и цели деятельности автономного учреждения в обязательном порядке закрепляются в его уставе (п. 4 ч. 2 ст. 7 Закона). Кроме того, в уставе закрепляется исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона).

Автономное учреждение как вид некоммерческой организации может получать выручку от реализации работ и услуг, дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы от собственности автономного учреждения; другие не запрещенные законом поступления.

Автономному учреждению принадлежат вещные правомочия владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, реализуемые им в соответствии с целями деятельности автономного учреждения; заданиями Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования; назначением имущества.

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (ст. 299 ГК РФ).

По Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
Бухгалтерская отчетность организаций состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Порядок представления юридическими лицами статистической отчетности установлен Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 15 июля 2002 г. N 154 "Об утверждении Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений".

Согласно этому Положению юридические лица, их филиалы и представительства обязаны представлять статистическую информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений, по формам государственного статистического наблюдения на безвозмездной основе. Основными требованиями при представлении статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, являются полнота, достоверность, своевременность.

Ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений (соблюдение порядка ее представления, а равно представление достоверной статистической информации), является руководитель организации, ее филиала и представительства.

Минфин РФ опубликовал письмо от 16.11.2010 N 02-06-07/4476 "Об особенностях ведения бухгалтерского учета автономными учреждениями в 2010 году" и вместе с ним направил для руководства, применения и доведения государственным (муниципальным) учреждениям Приказ МФ РФ от 8 ноября 2010 г. N 142н "О внесении изменений в Приказы Министерства финансов Российской Федерации" и Приказ МФ РФ от 25 октября 2010 г. N 132н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" и указал, что на автономные учреждения, могут продолжать осуществлять до конца 2010 года ведение бухгалтерского учета согласно учетной политике, установленной на 1 января 2010 года в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом МФ РФ от 30 декабря 2008 г. N 148н

Анонимный пользователь : Какие основные изменения в отчетности ждут предприятия, применяющие УСН, с объектом "доходы - расходы"?

Ирина Юцковская: Никаких специализированных нововведений в бухгалтерском учете и отчетности по РСБУ для предприятий, применяющих УСН, нет. Применяются общие правила РСБУ, действующие для коммерческих предприятий.

Анонимный пользователь: Здравствуйте, наше предприятие использует ЕСХН, производим сельхозпродукцию. Ждут ли нас в 2011 году какие-либо изменения в представлении финансовой отчетности или все сохранится по старому?

Ирина Юцковская: Никаких специализированных нововведений в бухгалтерском учете и отчетности по РСБУ для предприятий – сельхозпроизводителей, использующих ЕСХН, нет. Применяются общие правила РСБУ, действующие для коммерческих предприятий.

Пользователь Никалина: Не повлечёт ли это ВТО резкого скачка цен и изменения финансовой политики банковских продуктов и услуг? Что ожидать в учёте после этого ВТО? Что грозит малому бизнесу вступление в ВТО? Не появятся ли новые госчиновники и волокита и бюрократические барьеры - стандартизация, сертификация, различные СРО - для малых форм предприятий? Грозит ли ВТО уничтожением малого бизнеса? Если это так - помогите обойти "подводные камни" ВТО?

Ирина Юцковская: К сожалению, к заявленной теме конференции (нововведения в бухгалтерском учете на 2011 год) Ваш вопрос отношения не имеет.

Анонимный пользователь: Стоит ли по возможности переходить на электронные формы отчетности или лучше все-таки отчитываться на бумажных носителях?

Ирина Юцковская: Стоит. Посмотрите также малый бизнес, увеличится объем отчетности и число проверок. Так ли это?

Ирина Юцковская: Посмотрите интервью С.Д. Шаталова: "Мы готовы к тому, чтобы перейти на электронные счета-фактуры, которые в течение короткого времени могут полностью вытеснить документы на бумажных носителях" ("Российский налоговый курьер", 2010, №10)
Обратите внимание на взносов, в то время как с 2011 года она будет повышена для всех остальных налогоплательщиков до 34%. "Это будет касаться организаций, которые работают на упрощенной системе налогообложения", - отметил С.Шаталов.

По его словам, министерства согласовали широкий перечень видов деятельности, который "будет положен в основу последующих квалификаций и определения того, имеет или не имеет право налогоплательщик применять пониженную ставку".

При этом С.Шаталов добавил, что также будут использованы критерии, в соответствии с которыми из этого перечня должен будет выбираться преобладающий вид деятельности той или иной организации, доход от этого преобладающего вида деятельности должен составлять не менее 70% от всех доходов организации.

Анонимный пользователь: Прокомментируйте, пожалуйста, новую версию закона "О бухгалтерском учете", которая обсуждается в Госдуме.

Ирина Юцковская: Новая редакция федерального закона "О бухгалтерском учете" разработана с целью устранения устаревших норм, положений и пробелов действующего Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Законопроект направлен на приведение норм Федерального закона, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.

Предметом правового регулирования законопроекта являются правоотношения, возникающие при ведении бухгалтерского учета экономическими субъектами и регулировании бухгалтерского учета.
В законопроекте переработаны и уточнены : порядок изменения учетной политики; порядок денежного измерения объектов учета; состав первичной учетной документации; состав отчетности и др., уточнена терминология, используемая в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Вместе с тем в законопроект включены нормы, необходимые для обеспечения гарантий пользователям информации в получении надежной и полезной финансовой информации. В частности, нормы, регулирующие вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц; использования для целей бухгалтерского учета электронных документов; осуществления внутреннего контроля в экономических субъектах.

С целью создания правового механизма регулирования бухгалтерского учета в законопроекте установлены принципы такого регулирования, состав и требования к документам в области организации и ведения бухгалтерского учета, полномочия органов регулирования и механизмы их взаимодействия, порядок разработки и утверждения стандартов бухгалтерского учета, гарантии участия широкого круга пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в регулировании.

Пользователь Guru Avaya: Подскажите, можно ли где-то посмотреть в сводном виде, чем отличаются две редакции ПБУ 1 "Учётная политика организации" по принципу "было/стало"?

Ирина Юцковская: Новая редакция положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) утверждена приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету». Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 27.10.2008 № 12522.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) заменило действовавшее до января 2009 г. ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.12.1998 года № 60н. Обратите внимание, что учетную политику на 2009 и последующие годы нужно формировать в соответствии с новым положением.

Новое положение в целом сохранило нормы из «старой» редакции.
Различия приводятся в документе по адресу http://forum.klerk.ru/attachment.php?attachmentid=46021&d=1292922413

Анонимный пользователь: На что прежде всего следует обратить внимание в электронной отчетности?

Ирина Юцковская: Подключение к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предоставляет налогоплательщику ряд существенных преимуществ:
• Экономия рабочего времени - Отпадает необходимость посещения налогоплательщиками налоговых инспекций. Вся информация практически в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика.
• Отсутствие дублирования - Представление бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не требует дублирования этих документов на бумажных носителях.
• Избежание ошибок - При формировании информации с использованием средств выходного контроля налогоплательщику предоставляется возможность ее подготовки и формирования в стандартном формате, с контролем правильности заполнения полей форм отчетности. При этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы.
• Гарантия оперативного обновления форматов представления информации в электронном виде - в случае изменения форм налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов или введения новых форм отчетности, налогоплательщик до установленного срока представления информации автоматически получает возможность обновления новых версий форматов ее представления в электронном виде.
• Возможность получения информационной выписки - Отправив информацию в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, налогоплательщик имеет возможность получить информационную выписку о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам), которая также передается по каналам связи в зашифрованном виде налоговой инспекцией через оператора связи.
• Оперативное информирование - Налогоплательщик имеет возможность получения по электронной почте общедоступной информации от налоговых органов: сведения об изменении налогового законодательства, изменение бюджетных счетов, нормативных актов и т.п.
• Подтверждение доставки отчетности - После отправки информации в налоговый орган, налогоплательщику гарантировано получение подтверждения ее получения, имеющего в спорных ситуациях юридическую силу.
• Конфиденциальность Система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предполагает защиту информации, содержащейся в направленных документах, от просмотра и корректировки.
• Повышение оперативности обработки информации, исключение технических ошибок - Отчетность, направленная в инспекцию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи проходит входной контроль и разносится по лицевым счетам.

При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи применяются средства криптографической защиты информации (СКЗИ). Это комплекс аппаратно-программных средств (шифрование и электронная цифровая подпись), обеспечивающих защиту информации в соответствии с утвержденными стандартами и сертифицированные в соответствии с действующим законодательством.
Использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) документа и СКЗИ обеспечивает:
• сохранение конфиденциальности переписки;
• однозначность идентификации налогоплательщика, приславшего файлы отчетности;
• защиту файлов отчетности от несанкционированных исправлений.

Применяемые в системе сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи средства шифрования аналогичны средствам, которые используются в силовых ведомствах, спецслужбах, системах дипломатической связи, банковских системах и т.д.
Таким образом, передаваемая отчетность полностью защищена от внесения изменений в отчетность налогоплательщика. Прочесть файлы с документами может только налоговая инспекция, поскольку только она располагает ключами шифрования для расшифровки сообщения.

Пользователь Guru Avaya: Нашей организацией в 2010 году были получены возмездные займы и кредиты со сроком погашения от 2 лет до 5 лет. По условиям договоров проценты по этим кредитам и займам подлежат выплате в конце срока. Ввиду существенности сумм нас интересует вопрос: как правильно отразить в бухгалтерском балансе непогашенные проценты по кредитам и займам, так как срок выплаты процентов наступает вместе со сроком погашения самого кредита или займа.

Ирина Юцковская: Проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору) признаются расходами, связанными с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (далее - расходы по займам). Порядок учета расходов по займам и кредитам регулируются ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" (Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 107н). Расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся, на равномерной основе (п. 6 и п. 8 ПБУ 15/2008), как правило, независимо от условий предоставления займа (кредита). Поэтому независимо от того, что срок выплаты процентов наступает вместе со сроком погашения основного обязательства, организация должна включить проценты, причитающиеся оплате заимодавцу, в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов (в зависимости от целей получения и использования заемных средств) за отчетный период фактического пользования заемными денежными средствами.

В пункте 4 ПБУ 15/2008 указано, что расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете обособленно от основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту). Однако нормативный документ не устанавливает какой-либо специальный порядок отражения в бухгалтерской отчетности непогашенных на отчетную дату процентов, причитающихся к оплате заимодавцу, в отличие от прежней редакции ПБУ 15/01.
Следует обратить внимание, что в пункте 17 прежней редакции ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (Приказ Минфина РФ от 2 августа 2001 г. N 60н) указывалось, что задолженность по полученным займам и кредитам показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно условиям договоров. Это означало, что в бухгалтерском балансе организация отражала по одной строке величину непогашенных на отчетную дату процентов и величину основного обязательства по займам (кредитам). В настоящее время ПБУ 15/01 утратило силу в связи с введением в действие ПБУ 15/2008 (с бухгалтерской отчетности 2009 г.). Однако на практике организации продолжают следовать пункту 17 ПБУ 15/01.
В формах отчетности для отражения обязательств по кредитам и займам предусмотрены следующие строки:



Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»


Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»


Раздел «Долгосрочные обязательства»


Строка «Займы и кредиты»


Строка «Заемные средства»


Раздел «Краткосрочные обязательства»


Строка «Займы и кредиты»


Строка «Заемные средства»


Заемные средства - это средства, полученные организацией - заемщиком на условиях возвратности и платности, что следует из главы 42 «Заем и кредит» Гражданского кодекса РФ. Непогашенные на отчетную дату проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), не удовлетворяют такому определению с той целью, чтоб отражать их по одной строке вместе с основным обязательством по займу (кредиту). Это же подтверждает пункт 20 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н).

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные (п. 19 ПБУ 4/99).
Согласно требованиям ПБУ 15/2008 к раскрытию информации в отчетности организация обязана отразить в отчетности непосредственно само наличие и изменение величины обязательств по займам (кредитам), т.е. в отчетности должна представляться обособленная информация о величине основного обязательства (самого «тела» займа (кредита)).
Таким образом, непогашенные на отчетную дату проценты по кредитам и займам отражаются в бухгалтерском балансе обособленно от основной величины обязательств по займам (кредитам), а именно с разделением на долгосрочные и краткосрочные обязательства по отдельным строкам баланса. Так как специальных строк для отражения таких процентов в форме баланса не предусмотрено, организация самостоятельно выбирает порядок отражения непогашенных процентов в балансе, обособленно от основного обязательства займа (кредита). Например, первый вариант - это могут быть строки, предусмотренные формами отчетности:



Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»


Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»


Примечание


Раздел «Долгосрочные обязательства»


Строка «Займы и кредиты»


Строка «Заемные средства»


Отражается величина основного обязательства (самого «тела» займа (кредита), если срок погашения по ним более 12 месяцев после отчетной даты (п.19 ПБУ 4/99)


Раздел «Долгосрочные обязательства»


Строка «Прочие долгосрочные обязательства»


Строка «Прочие обязательства»


Отражается величина непогашенных на отчетную дату процентов по кредитам и займам, если срок погашения по ним более 12 месяцев после отчетной даты


Раздел «Краткосрочные обязательства»


Строка «Займы и кредиты»


Строка «Заемные средства»


Отражается величина основного обязательства (самого «тела» займа (кредита), если срок погашения по ним более 12 месяцев после отчетной даты


Раздел «Краткосрочные обязательства»


Строка «Кредиторская задолженность и прочие кредиторы»


Строка «Кредиторская задолженность»


Отражается величина непогашенных на отчетную дату процентов по кредитам и займам, если срок погашения по ним более 12 месяцев после отчетной даты


Второй вариант - в случае существенности сумм организация может вводить дополнительные строки в баланс специально для обособленного отражения величины непогашенных на отчетную дату процентов по кредитам и займам (п.3 Приказа Минфина РФ от 2 июля 2010 г. №66н) отдельно в разделах «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства».

При формировании бухгалтерского баланса организации должны выполнить требования сопоставимости представленных сравнительных показателей (п. 33 ПБУ 4/99). Если организация в балансе отражала непогашенные проценты по займам и кредитам по одной строке с величиной основного обязательства по займам (кредитам) за предыдущий отчетный период, то за отчетный период организация должна представить сравнительные показатели на начало отчетного периода в части непогашенных процентов обособленно от основного обязательства по займам (кредитам).

Кроме того, независимо от способа отражения в балансе величины непогашенных на отчетную дату процентов по кредитам и займам организация обязана раскрыть в отчетности также информацию о величине непогашенных на отчетную дату процентов по кредитам и займам, срок погашения которых уже наступил. В соответствии с п. 19 Приказа Минфина РФ от 22 июля 2003 г. №67н эта информация может раскрываться в пояснительной записке. Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г. в соответствии с Приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. №66н эта информация подлежит раскрытию в разделе 5.4. «Просроченная кредиторская задолженность» Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Пользователь financedir: В проекте изменений в приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н удален пункт про расходы будущих периодов. Каким образом отражать те расходы, которые обычно присутствуют в РБП (лицензии, страхование, подписка на периодические издания и пр.) и как поступить в переходный период?

Ирина Юцковская: Действительно в приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" планируется внести ряд изменений. В частности планируется исключить п. 65 и в п. 91, где указано понятие соответственно расходов будущих периодов и доходов будущих периодов.

Однако термины «Расходы будущих периодов» и/или «Доходы будущих периодов» также встречаются в ряде других нормативных документов по бухгалтерскому учету, как например:

• приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"
• в формах бухгалтерской отчетности в соответствии с Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н
• в формах бухгалтерской отчетности, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н
• ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (Приказ Минфина РФ от 24.10.2008 N 116н)

В связи с присутствием этих понятий в других нормативных документах по бухгалтерскому учету организация вправе самостоятельно в своей Учетной политике установить определение и порядок учета Расходов будущих периодов и Доходов будущих периодов.
При этом организация может придерживаться другой позиции и отказаться от использования в учете понятия «Расходы будущих периодов».

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального Закона от 21 ноября 1996 г. № 129 ФЗ: Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Определение понятия имущества для целей бухгалтерского учета дано в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 года (далее – Концепция). В соответствии с пунктом 7.2 Концепции: Имуществом признаются хозяйственные средства, контролируемые организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Расходы будущих периодов не подпадают под данное определение и, строго говоря, не могут признаваться в бухгалтерском учете и отчетности организации. Кроме того, реформирование отечественного бухгалтерского учета направлено на сближение его норм с Международными Стандартами Финансовой Отчетности (МСФО), которыми не предусматривается признание такого элемента отчетности как расходы будущих периодов, так как их содержание не отвечает требованиям МСФО по признанию активов.

Если организация приняла решение отказаться от понятия Расходов будущих периодов для целей бухгалтерского учета и отчетности, например, в связи с необходимостью сближения с МСФО, то такое решение признается изменением учетной политики в соответствии с ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н). Последствия такого решения отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Расходы, которые признавались в составе РБП подлежат реклассификации. Как правило, в составе РБП могут отражаться расходы в виде предварительной оплаты договоров на долгосрочное предоставление услуг типа аренды, страхования, подписки, рекламы, а также различные расходы на объекты (работы, услуги), которые используются организацией в течение определенного периода времени, как например:

• Затраты, связанные с
– обслуживанием основных средств и производственных процессов: технические осмотры, регулярные проверки эксплуатируемых основных средств
– получением пропусков, талонов, разрешений
• Расходы на выплату отпускных по накапливаемым и не -накапливаемым оплачиваемым отпускам
• Затраты на аттестацию и обучение сотрудников
• Затраты на приобретение исключительных прав со сроком полезного использования менее 12 месяцев
• Межсезонные расходы, возникающие в связи с обслуживанием земельного участка, на котором расположен карьер по добыче общераспространенных полезных ископаемых
• Затраты на строительство зимних автомобильных дорог (автозимники)
• Расходы связанные с паспортизацией, сертификацией (веществ) конкретной партии готовой продукции (товаров для продажи)
• Затраты, связанные обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов, пожарной безопасности и безопасных условий труда, в случае наличия признаков дебиторской задолженности
• Затраты на пуско-наладочные работы конкретного актива, а так же пусковые работы в отношении комплекса активов
• Работы и услуги природоохранного назначения (разработка процедур по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, осуществление деятельности по управлению воздействием на окружающую среду)
• Отдельные виды расходов по освоению природных ресурсов
• Книги, техническая литература, брошюры, технологическая документация многократного использования в производственном процессе
• Затраты на:
– исследования (обследования) необходимые для принятия управленческого решения (например, анализ рынка, обследование имущества)
– техническую, технологическую, аналитическую документацию, связанную с созданием конкретного актива
– корректировку технической документации перед переходом на серийный (массовый) выпуск нового изделия (продукта)
– технико-экономическую документацию, связанную с развитием организации в целом
– создание корпоративного стиля
• Затраты по незавершенным НИР (при поэтапной сдаче)
• Затраты на испытание сырья, материалов, полуфабрикатов, инструментов и приспособлений для производства новых изделий, связанные с формированием актива
• Расходы по приобретению имущества до момента принятия решения о его приобретении
• Расходы на приобретение прав на сложное программное обеспечение, базы данных
В ходе реклассификации РБП объекты затрат, учитываемые в составе РБП, необходимо разбить на три большие группы:
• Дебиторская задолженность в виде авансов выданных
• Расходы периода
• Активы – объекты имущества (Нематериальные активы, Основные средства, специальные активы, как например, геолого-разведочные активы, и прочие объекты имущества)
Предварительная оплата договоров на долгосрочное предоставление услуг типа аренды, страхования, подписки, рекламы и прочее не отвечает критерию признания расходов, так как сохраняет за организацией, оплатившей услугу, право требования предоставления услуги либо возврата уплаченных сумм.

Даже в тех случаях, когда условиями договора не предусмотрена возможность возврата уплаченных сумм, требование предоставления услуги в любом случае сохраняется. Такая предоплата полностью соответствует признакам дебиторской задолженности и должна признаваться в бухгалтерском учёте именно в таком качестве (в форме выданных авансов или осуществленных предоплат).

Отсутствие каких бы то ни было обязательств другой стороны по предоставлению услуг свидетельствует о том, что услуги уже полностью оказаны, либо о том, что договор досрочно прекращен. В этом случае затраты отвечают критериям признания расхода периода.
Расходы, учитываемые в составе РБП, реклассифицируются как объекты имущества, который в последствии может идентифицирован и обособлен от других объектов имущества, если эти затраты связаны с формированием актива – объекта имущества и принято решение о приобретении этого актива.

Анонимный пользователь: На какие распространенные ошибки в финансовой отчетности следует обратить внимание?

Ирина Юцковская: Типичных ошибок много; каждая уважающая себя аудиторская организация имеет «каталог ошибок», например у нас в ФБК там помещено более 200 типичных ситуаций, при которых возможны разночтения / разногласия с аудитором. Например:

Ситуация 1

Квалификация и раскрытие в бухгалтерской отчетности налога на имущество организаций. Организация начисляет и уплачивает налоге на прибыль при исправлении ошибок прошлых периодов в ситуации, когда организация обнаружила учётную ошибку, допущенную в прошлом периоде. Исправление ошибки приводит к изменению суммы налога на прибыль, подлежащего уплате за прошлый период, а также к изменению расчётов по другим налогам и сборам. Кроме того, исправление ошибки приводит к изменению показателя прибыли текущего периода. Как отразить в бухгалтерском учёте и представить в отчёте о прибылях и убытках налоговые последствия исправления ошибки?

Ответ:

Если ошибка относится к отчётному году и выявлена до утверждения годовой бухгалтерской отчётности, то все налоговые последствия признания исправлений должны отражаться так же, как в обычном порядке отражаются налоговые последствия самих исправляемых операций. Если период возникновения ошибки определить невозможно, то все налоговые последствия исправления ошибки должны признаваться в периоде обнаружения ошибки так, как будто сама хозяйственная операция произошла в текущем периоде.

Если период возникновения ошибки определён, и за этот период годовая бухгалтерская отчётность к моменту обнаружения ошибки уже утверждена, то чистый результат исправления ошибки включается в состав внереализационных доходов или расходов периода обнаружения ошибки. В этот результат включаются все перерасчёты по прочим налогам (за исключением налога на прибыль). На сумму признанного внереализационного дохода или расхода признаётся постоянная разница и отражается постоянное налоговое обязательство или актив. Сумма перерасчётов с бюджетом по налогу на прибыль по уточнённым налоговым декларациям за прошлые периоды отражается в отчёте о прибылях и убытках отдельной строкой (в случае существенности) после всех показателей налогообложения прибыли текущего периода.

Если исправление ошибки привело к возникновению (изменению) разницы между бухгалтерской балансовой стоимостью актива (или обязательства) и его же стоимостью в целях налогообложения, то такая разница признаётся временной разницей, и на её основе начисляется (или погашается) отложенный налоговый актив (или обязательство). Указанный отложенный налоговый актив (или обязательство) отражается в отчёте о прибылях и убытках как расход (доход) по отложенным налогам в той части, которая относится к изменению бухгалтерской балансовой стоимости актива (или обязательства). В части, относящейся к изменению налоговой стоимости актива (или обязательства), указанный отложенный налоговый актив (или обязательство) относится на расчёты с бюджетом и не включается в расход (доход) по отложенным налогам.

Ситуация 3:

Момент списания и признания в бухгалтерском учете объектов недвижимости, требующих государственной регистрации, при совершении с ними сделок отчуждения. Организации осуществляют сделки по отчуждению объектов недвижимости (купли-продажи, обмена, оплаты вклада в , безвозмездной передачи), требующих государственной регистрации права собственности. Момент такой регистрации фактически никогда не совпадает с фактической передачей объектов, подтвержденной актами приемки-передачи. Большинство регистрационных палат даже выдвигает требование о фактической передаче объекта в качестве условия принятия документов на регистрацию, обязывая тем самым осуществлять передачу до регистрации права собственности.

Ответ:

При осуществлении сделок по отчуждению объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации, фактическая передача объекта, подтвержденная актом приёмки-передачи, для передающей стороны является основанием для списания основного средства. Для принимающей стороны такая передача является основанием для принятия к учету в качестве вложения во внеоборотные активы до начала эксплуатации, и в качестве основного средства после начала эксплуатации, при условии, что вместе с получением объекта к организации перешли экономические риски и контроль над поступлением экономических выгод (то есть, организация имеет право его эксплуатировать).

Пользователь понаехавший Тут: Какое ваше мнение - за 1 квартал 2011 года новые формы баланса и отчета о прибылях и убытках надо сдавать или можно и старые ?

Ирина Юцковская: Согласно Закону «О бухгалтерском учете» месячная и квартальная отчетность является промежуточной. Мы рекомендуем использовать новые формы баланса и отчета о прибылях и убытках, начиная с промежуточной отчетности за январь 2011 года


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей