Стоимость работ по архитектурной подсветке административного здания вместе с материалами составила более 600 тыс. руб. Каков порядок учета таких расходов у организации-застройщика? Назначение расходов Для принятия решения по вопросу отражения затрат в бухгалтерском и налоговом учете следует разобраться в сути произведенных расходов, их назначении. Архитектурная подсветка здания предусматривает много прямых и сопутствующих трудовых и финансовых вложений. Это не просто использование светотехнических конструкций. Специалисты составляют схему декоративного освещения, разрабатывают архитектурный дизайн и визуализацию будущего объекта. А далее разрабатывается рабочий проект подсветки, требующий согласования с контролирующими органами. Это предполагает создание не только светотехнического проекта, но и электропроекта, который сопровождается подготовкой пакета документации для проведения электромонтажных работ. На последнем этапе выполняется монтаж светоконструкций. Не следует забывать, что после монтажа организация на постоянной основе будет нести расходы на обслуживание подсветки, ведь в ней используется аппаратура различных типов: металлогалогеновые прожекторы, люминисцентные светильники, неоновая, а также светодиодная подсветка. Должно быть обеспечено автономное включение в сумерки, следовательно, составляющей частью подсветки является система управления освещением. Подрядчик (разработчик), осуществивший установку подсветки, обязан отвечать за безопасность ее конструкций, вести гарантийное и послегарантийное обслуживание светотехники.
Порядок учета Исходя из изложенного, по мнению автора, в учете следует признать архитектурную подсветку как отдельный объект основных средств, назвав его, например, «Установка архитектурного освещения». Все расходы, связанные с созданием данного объекта, отражаются записями: ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 – учтены расходы на установку архитектурного освещения; ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – выделен «входной» НДС по расходам на установку архитектурного освещения. После получения всех необходимых разрешений от контролирующих органов города установка будет введена в эксплуатацию и в учете последуют записи: ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – введена в эксплуатацию установка архитектурного освещения; ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 – принят к вычету НДС по расходам на установку архитектурного освещения. Отметим: официальная позиция заключается в том, что право на вычет НДС возникает только после отражения имущества на счете 01 «Основные средства» (письмо Минфина России от 2 августа 2010 г. № 03-07-11/330). В то же время есть судебные решения, согласно которым право на вычет появляется в момент отражения приобретенного имущества в бухгалтерском учете. При этом неважно, на каком именно счете. Примером могут служить постановления ФАС Центрального округа от 7 апреля 2011 г. по делу № А54-1904/2010С3, ФАС Московского округа от 10 февраля 2011 г. № КА-А41/18221-10 и др. Стоимость объекта будет включаться в расходы постепенно через амортизацию. Ведь производственную направленность понесенных расходов можно обосновать. Архитектурная подсветка здания способна произвести не меньший рекламный эффект, чем другие виды рекламы, поскольку интересное освещение, как и неординарные архитектурные решения, – это всегда составляющая имиджа владельца здания и его арендаторов. Поэтому, по мнению автора, оправданным будет и начисление амортизации проводкой: ДЕБЕТ 44 субсчет «Рекламные расходы» КРЕДИТ 02 – начислена амортизация по установке архитектурного освещения. Важно запомнить Расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода (ст. 252 Налогового кодекса РФ). Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №11, ноябрь 2011 г. |