Минфин России дал весьма спорный комментарий о порядке учета компанией, применяющей упрощенную систему, сумм налогов, которые она уплачивает как налоговый агент. Речь идет о налоге на прибыль и НДС, удержанных из доходов иностранной компании – лицензиара в виде фиксированного лицензионного платежа.(ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 21.10.10 № 03-11-06/2/162) Скачать ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 21.10.10 № 03-11-06/2/162 ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ПЛАТЕЖ УЧИТЫВАЕТСЯ... Минфин России продолжает «радовать» налогоплательщиков своими разъяснениями. В очередном письме специалисты ведомства продолжили череду нелогичных рекомендаций, выгодных бюджету и невыгодных компаниям. Организация, применяющая упрощенную систему с объектом налогообложения «доходы минус расходы», заключила с иностранным партнером лицензионное соглашение на издание каталога. В соответствии с отечественным налоговым законодательством российская компания добросовестно удержала у контрагента НДС и налог на прибыль и перечислила их в российский бюджет. После чего задумалась: имеет ли она право принять эти суммы (как в виде денежных средств, уплаченных австрийскому контрагенту, так и в виде налогов) в состав затрат? Прежде всего Минфин России подтвердил право налогоплательщика, применяющего УСН, учесть сумму вознаграждения лицензиару - иностранной организации в форме фиксированного разового платежа в составе расходов. Действительно, подпункт 32 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ прямо предусматривает право «упрощенщиков» на признание расходов в виде платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации. Правда, свой ответ специалисты ведомства обосновали ссылками на нормы части 4 Гражданского кодекса РФ, забыв, что в отношениях с иностранным контрагентом может применяться иностранное, а не российское законодательство. Гражданский кодекс (подп. 19 п. 3 ст. 1211) прямо указывает, что при отсутствии в лицензионном договоре соглашения о праве должно применяться право страны лицензиара (в рассматриваемом случае - австрийское). ...А НАЛОГИ НЕТ? Большое удивление вызывает вторая часть ответа, где Минфин России пишет: «Уплата сумм налогов за счет средств налоговых агентов не допускается. Учитывая изложенное, суммы налога на прибыль организаций и НДС, удерживаемые из доходов в виде фиксированного лицензионного платежа, не могут включаться в состав расходов при определении налоговой базы налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения». Логику в этом ответе, к сожалению, найти сложно. Главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ предусмотрены следующие общие условия признания затрат. Они должны быть: - осуществлены; - оплачены; - поименованы в закрытом перечне, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ; - обоснованы и документально подтверждены, то есть обязаны соответствовать пункту 1 статьи 252 НК РФ. Ни одно из условий даже не ставится под сомнение, и, тем не менее, финансовое ведомство безапелляционно отказывает в признании подобных расходов. Специалисты ссылаются на исполнение обязанностей налогового агента. Но разве в рассматриваемой ситуации есть уплата налога за счет средств налогового агента? Наоборот, прямо указано, что налог исчислен и уплачен в бюджет исключительно за счет средств налогоплательщика, то есть иностранной организации. Представим, что те же самые услуги оказаны российской организацией, применяющей общую систему налогообложения, которая не понесла в связи с их оказанием вообще никаких расходов. Пусть стоимость лицензии составила 1180 руб., в том числе НДС - 180 руб. Очевидно, что налог на прибыль будет уплачен с доходов в 1 тыс. руб. в размере 200 руб. (по ставке 20%). То есть российский лицензиар внесет в бюджет 380 руб. налогов - ту же сумму, которую лицензиат перечислил бы в бюджет в качестве налогового агента. Как мы видим, в этом случае организация, применяющая УСН, не лишается права на признание в составе расходов полной суммы в размере 1180 руб., уплаченной за лицензию. Получается, что организации отказано в признании части расходов только потому, что по требованиям налогового законодательства она перечислила часть вознаграждения не самому поставщику, а за него (то есть как бы от его имени и за его счет) в российский бюджет. Если и дальше руководствоваться такой же логикой, то следующим шагом Минфина России должен стать запрет на признание расходов на заработную плату в части сумм НДФЛ, которые удерживаются и перечисляются в бюджет (опять-таки в качестве налогового агента) из доходов налогоплательщиков - физических лиц. Хотя тот же Минфин России в письме от 24.11.09 № 03- 11-06/2/246 прямо указывает, что суммы НДФЛ входят в состав начисленной заработной платы и поэтому могут учитываться в составе расходов. Подтверждает это и арбитражная практика*. * См. постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.10 № 18АП-6536/2010. Остается лишь надеяться, что финансовое ведомство поймет ошибочность применяемой им логики и изменит свою точку зрения. Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №24, декабрь 2010 г. |