На балансе агропредприятия числится автодорога общего пользования

У сельхозорганизаций могут возникнуть расходы по содержанию как собственных дорог общего пользования, так и государственных. От того, в чьей собственности находятся подобные активы, зависит и порядок налогообложения, отмечают чиновники. Разобраться во всех тонкостях поможет статья.

Какие виды автомобильных дорог бывают Автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, который предназначен для движения транспортных средств. Он включают в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы, к которым относятся:
– дорожное полотно;
– дорожное покрытие и подобные элементы;
– сооружения, являющиеся технологической частью дороги;
– защитные дорожные сооружения;
– искусственные дорожные сооружения;
– производственные объекты, связанные с дорогой;
– элементы обустройства автомобильных дорог.
Это установлено пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257ФЗ «Об автомобильных дорогах…». Пункт 1 статьи 5 данного закона выделяет дороги федерального, регионального, межмуниципального, местного и частного назначения. Следовательно, в частной собственности у сельхозорганизации может находиться автомобильная дорога общего пользования.
Принимаем автомобильную дорогу к учету Дорога общего пользования по большому счету такое же основное средство, как и прочие внеоборотные активы сельхозорганизации. В соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
– объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации или для передачи в аренду;
– объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев;
– организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
– объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Ограничений по начислению амортизации автодороги в бухгалтерском учете не установлено. Ведь такой объект не относится к имуществу, потребительские свойства которого с течением времени не будут изменяться. В отношении налогового учета амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у хозяйства на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации, – пункт 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. При этом срок полезного использования такого объекта должен составлять более 12 месяцев, а его первоначальная стоимость должна превышать 40 000 руб.
В письме Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/546 чиновники указали, что автомобильные дороги с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия (код 12 4526372) включаются в пятую амортизационную группу. Скоростные дороги же с щебеночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейные железобетонные (12 4527311) – в седьмую.
Перед тем как начать амортизацию автодороги в налоговом учете следует прояснить один важный момент. Известно, что некоторые объекты внешнего благоустройства нельзя амортизировать, – статья 256 Налогового кодекса РФ.
К таковым относятся объекты лесного, дорожного хозяйства, сооружения, которые строились с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки. Это означает, что амортизировать можно только те активы, которые были созданы без привлечения внешнего целевого финансирования (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04).
Как учесть расходы на ремонт дороги Расходы на ремонт автодороги, которая принадлежит хозяйству, можно учесть при расчете налога на прибыль. Порядок здесь такой же, как в случае ремонта любого другого актива. А как быть в ситуациях, если хозяйство отремонтировало дорогу, которая ей не принадлежит? Например, в письме Минфина России от 12 января 2010 г. № 03-03-06/1/3 рассмотрен следующий случай.
Предприятие заключило договор на ремонт государственной дороги, поскольку покрытие было в плохом состоянии, что мешало производственной деятельности. Соответственно возник вопрос – можно ли признать данные расходы? Финансисты уклонились от прямого ответа, отметив лишь, что организации занимаются предпринимательской деятельностью самостоятельно на свой страх и риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
По мнению автора, в данном случае все зависит от того, есть договоренность с государством насчет ремонта дороги или нет. Если разрешение имеется, то учесть расходы можно. Поскольку они в данном случае являются экономически обоснованными. Если же его нет, то признать затраты будет нелегко. Ведь просто брать и каким-то образом изменять (даже в лучшую сторону) имущество государства без его на то согласия нельзя. Так решил и ФАС Центрального округа в постановлении от 22 августа 2008 г. по делу № А64-6817/07-13.
В то же время большинство судов в данной ситуации на стороне налогоплательщика (постановления ФАС Уральского округа от 27 июля 2011 г. № Ф09-4144/11, ФАС Дальневосточного округа от 6 февраля 2009 г. № Ф03-6187/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 26 августа 2008 г. № Ф08-5027/2008). Аргументы арбитров были следующие: ремонт чужой дороги был вынужденным, поскольку ее состояние не давало возможности вести экономическую деятельность. А значит, расходы экономически оправданы и направлены на получение дохода.
Нужно ли уплачивать налог на имущество Напомним, что налог на имущество необходимо уплачивать в отношении активов, которые числятся на балансе хозяйства в качестве объектов основных средств (по данным бухгалтерского учета). Это следует из пункта 2 статьи 374 Налогового кодекса РФ. В то же время организации освобождаются от налогообложения в отношении:
– железнодорожных путей;
– федеральных автомобильных дорог общего пользования;
– магистральных трубопроводов;
– линий энергопередачи.
Также это относится к сооружениям, которые являются неотъемлемой технологической частью перечисленных выше объектов. Их перечень указан в постановлении Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504. Данные льготы установлены пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ.
Отметим, что к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения относятся, в частности, те, что соединяют Москву со столицами сопредельных государств, административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации. К таковым также могут быть отнесены дороги:
– соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов РФ;
– являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские, речные, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
– являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов РФ, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта РФ со столицей Российской Федерации – г. Москвой, и ближайшие морские, речные узлы, аэропорты, железнодорожные станции.
Следовательно, если автомобильная дорога является собственностью предприятия, то она не может быть отнесена к федеральной автомобильной дороге общего пользования и не подпадает под действие льготы.
В то же время если на балансе хозяйства числится сооружение, которое является неотъемлемой технологической частью федеральной дороги общего пользования, то льготой можно воспользоваться. Например постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504 к имуществу, относящемуся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, отнесены ограды (заборы) металлические – код ОКОФ 12 3697050 (сооружения шумозащитные (экраны), снегозащитные (заборы), ограждения и направляющие устройства). И если такие объекты имеются на балансе хозяйства, то по ним налог на имущество не уплачивается.
Такой подход недавно подтвердили финансисты (письмо от 22 августа 2011 г. № 03-05-05-01/64).

Какова ситуация с земельным налогом Земельный налог имеет отношение не к самой дороге, а к участку, на котором она располагается. При этом существует льгота, по которой освобождаются от налогообложения организации в отношении участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования. Данное послабление установлено пунктом 2 статьи 395 Налогового кодекса РФ. Что в данном случае подразумевается под государственной автомобильной дорогой?
Отметим, что из статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах…» следует, что автодороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, а также частной. Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ или ее субъектам, – статья 214 Гражданского кодекса РФ. Поэтому к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, которые находятся в федеральной собственности или собственности субъектов РФ.
Если через участок хозяйства проходит такая дорога, то можно считать, что ему повезло: основание для освобождения от уплаты налога на землю есть.
Если же дорога находится в муниципальной собственности или частной, то прямой льготы для данного случая Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.
Аналогичные выводы сделаны в письме Минфина и ФНС России от 20 августа 2008 г. № ШС-6-3/591@.
В то же время представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы по земельному налогу – пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ.
И если они сочтут нужным экономически поддержать владельца частной автодороги, то имеют право освободить его от уплаты земельного налога.

Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №11, ноябрь 2011 г.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей