Положению о внутреннем контроле в нормативных актах уделяется не много внимания. Данный материал поможет грамотно составить этот важный документ. Внутренний контроль – что это такое? Одним из важных условий обеспечения эффективности использования денежных средств, трудовых и материальных ресурсов учреждения является повышение действенности и результативности финансового и хозяйственного контроля. Система внутреннего финансового и хозяйственного контроля в учреждении включает: – нормативно-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц; – субъекты, то есть должностных лиц, осуществляющих контроль; – объекты контрольной деятельности; – виды, формы и методы внутреннего финансового и хозяйственного контроля; – целенаправленное руководство внутренним финансовым и хозяйственным контролем; – планирование деятельности в области внутреннего контроля. При организации внутреннего контроля в учреждении следует руководствоваться нормами: – Бюджетного кодекса РФ; – Налогового кодекса РФ; – Трудового кодекса РФ; – Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; – локальными нормативными актами. Также надо обратить внимание на отраслевые и ведомственные инструкции и проанализировать сложившуюся практику.
Основные задачи К основным задачам внутреннего контроля относятся: – контроль (проверка) за соблюдением в учреждении федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов; – исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения; – законность совершения кассовых операций в учреждении; – организация учета и обеспечение сохранности имущества в учреждении; – установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников; – выявление внутрихозяйственных резервов и принятие мер к использованию их в интересах обеспечения деятельности учреждения; – установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете; – точность и полнота документации бухгалтерского учета; – своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности; – предотвращение ошибок и искажений в учете; – изучение причин недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, принятие действенных мер к их устранению, предупреждению и своевременному возмещению причиненного ответственными лицами материального ущерба; – изучение опыта практического применения в учреждении действующих положений, инструкций и иных правовых актов, определяющих нормы и порядок финансового и материального обеспечения, в целях их совершенствования. Разделы Положения о внутреннем контроле Организация внутреннего контроля, руководство контрольно-ревизионной работой и ответственность за ее состояние определяются в Положении о внутреннем контроле в учреждении. В этот документ можно включить следующие разделы. 1. Цели, задачи и принципы внутреннего контроля. В данном разделе следует указать нормативные документы, применяемые в рамках указанных мероприятий, а также соответственно их цели и задачи. 2. Порядок организации внутреннего контроля. То есть указать объекты контроля, график проведения мероприятий, порядок их оформления. 3. Права и обязанности контролирующих и контролируемых лиц. В этом разделе необходимо определить состав комиссии по осуществлению внутреннего контроля, разграничение полномочий и т. п. 4. Ответственность сторон по соблюдению положения о внутреннем контроле. 5. Оценка состояния эффективности системы внутреннего контроля в учреждении. Оценка осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения. 6. Иные необходимые разделы. Должностные лица, на которых возложена работа по организации внутреннего финансового контроля в учреждении, должны рассматривать материалы ревизий и проверок внешних контролирующих органов и принимать меры к своевременному устранению выявленных нарушений и недостатков, повышению качества и эффективности контроля. Комиссии необходимо рассматривать результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждения, разрабатывать предложения по ее улучшению. Также следует принимать необходимые меры к укреплению кассовой, плановой, договорной и штатной дисциплины, соблюдению законности, предупреждению и пресечению бесхозяйственности, халатности, расточительства и злоупотреблений в расходовании денежных средств и материальных ценностей. Особое внимание необходимо уделять проверке организации закупок для государственных (муниципальных) нужд в учреждении.
Проверка финансовой деятельности Отметим и такой немаловажный момент. Мероприятия, проводимые в рамках внутреннего финансового контроля, должны быть взаимозависимыми и последовательными. Вначале должна быть проведена проверка: – финансово-плановых документов (составление смет, штатных расписаний, тарификаций и т. п.); – порядка начисления заработной платы, назначений пенсий и пособий (наличие положений об оплате труда, приказов о приеме, переводе и увольнении сотрудников, приказов о создании комиссии по ФСС и т. п.); – других локальных документов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в учреждении. А позднее, после совершения финансово-хозяйственных операций, производят последующий финансовый контроль документации. Например, проверяют кассовые операции, достоверность операций, совершенных по бюджетным и внебюджетным лицевым счетам, расчеты с подотчетными лицами, поставщиками и покупателями, полноту оприходования материальных запасов, готовой продукции, правильность принятия к учету и выбытия основных средств, проведение ремонтных работ и т. п.
Одно из важных направлений – проверка документов В целях упорядочения процесса составления документов и отражения в них данных можно посоветовать: – создать график документооборота учреждения (возможно, как приложения к учетной политике); – последовательно нумеровать нормативные акты нарушены, и на подлинные документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей. Например, если в приходном кассовом ордере (при получении суммы из банка в кассу) указана сумма, не соответствующая сумме по банковской выписке, то в акте следует указать номер, дату, сумму ПКО, номер листа кассовой книги, дату выписки банка, сумму, списанную с лицевого счета. Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля. Только на основании полной и достоверной информации руководитель может принять адекватные меры. Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №11, ноябрь 2011 г. |