Ошибки в платежных документах на перечисление налогов не такая уж редкость. Хорошо, если неточность допущена в реквизитах, не влияющих на зачисление денежных средств на счета своей налоговой инспекции (например, неверный КБК). Тогда у налогоплательщика есть шанс уточнить платеж. Сложнее дело обстоит с ошибками в номере счета Федерального казначейства. Обязанность по уплате налога в этом случае будет считаться неисполненной, да и вернуть перечисленные суммы затруднительно. (ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 12.09.11 № ЗН-4-1/14772) Скачать ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 12.09.11 № ЗН-4-1/14772 НЕ ТОТ СЧЕТ Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику право при обнаружении ошибки в реквизитах поручения на перечисление налогов подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке и уточнить платеж (п. 7 ст. 45 НК РФ). Воспользоваться им компания может, только если ошибка не влечет неперечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Одним из случаев признания обязанности по уплате налога неисполненной является неправильное указание счета Федерального казначейства и наименования банка получателя (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Именно такая ситуация была рассмотрена в комментируемом письме. Когда компания ошибочно указывает в налоговой платежке наименование и счет Федерального казначейства другого региона, такие платежи относятся к невыясненным поступлениям. Это следует из пункта 10 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 05.09.08 № 92н; далее – Порядок). Последствия такой неточности весьма негативны для компании. Во-первых, ей необходимо повторно перечислить суммы налога на правильные реквизиты, поскольку, как уже было сказано, обязанность по уплате налога при таких ошибках не будет признана исполненной. А во-вторых, попробовать вернуть уплаченные не туда денежные средства. И вот здесь возникает основная проблема. ФНС России считает, что пока такой возврат в принципе невозможен. Объясняют специалисты налоговой службы свою позицию следующим образом. Исходя из пункта 12 раздела III Порядка, органы Федерального казначейства по месту зачисления платежа осуществляют возврат ошибочно перечисленных денежных средств, предназначенных для уплаты на соответствующий счет органа Федерального казначейства другого субъекта РФ, только при условии, что на территории региона по месту зачисления платежа отсутствует другой администратор, подведомственный тому же главному администратору. Ссылаясь на данный пункт, управления Федерального казначейства по субъектам РФ не осуществляют возврат ошибочно перечисленных налогоплательщиками денежных средств, так как на территории каждого региона Российской Федерации имеются подведомственные ФНС России администраторы доходов (налоговые органы). Налоговые органы также не хотят брать на себя оформление возврата. Это связано с тем, что технически инспекция, в которой стоит на учете налогоплательщик, ошибочный налог не видит, поскольку он попал в чужой бюджет. А налоговая инспекция другого региона, где числится эта сумма, не может вернуть переплату налогоплательщику, который не стоит у нее на учете. Специального порядка, который смог бы решить эту проблему, пока нет. Налоговая служба предлагает подождать его принятия, тем более что Минфин России такой порядок уже разрабатывает. ВОЗВРАТ ВОЗМОЖЕН Однако давно известно, что не надо слепо следовать всем советам чиновников. Ввернуть свои деньги можно уже сейчас, не дожидаясь разработки порядка их возврата. Правда, только через суд. По мнению судей Московского округа, отсутствие официального порядка возврата таких сумм не должно служить основанием для их удержания (постановление от 26.08.11 № КА-А40/9575-11). Налогоплательщику нужно обратиться с заявлением на возврат в УФНС того региона, куда ошибочная сумма налога была зачислена. В течение месяца средства обязаны вернуть. Как показывает практика, арбитры всегда встают на защиту налогоплательщиков, когда их очевидные экономические права (право собственности на денежные средств, незаконно удерживаемые в казначействе) нарушаются из-за отсутствия того или иного регламента, а также разногласий чиновников. Например, у налогоплательщиков часто возникают сложности с зачетом налогов между бюджетами налоговых инспекций, в каждой из которых организация стоит на налоговом учете по самостоятельным основаниям. Причина – отсутствие четко прописанного алгоритма проведения такого зачета. Однако в судебном порядке добиться зачета удается всегда. Особенно это касается случаев закрытия обособленных подразделений, когда незаконность отказа в проведении зачета особенно очевидна. Так, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13.10.09 № А32-18151/2006-34/316-2008-24/176 бездействие налогового органа, выразившееся в непроведении зачета излишне уплаченного налога на прибыль, признано незаконным, поскольку общество не могло быть лишено права на зачет на том основании, что обратилось с заявлением в инспекцию по местонахождению обособленных подразделений. Аналогичный вывод содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.02.08 № А66-4000/2007. В нем судьи признали обращение общества с заявлением о проведении зачета в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения не противоречащим требованиям статьи 78 НК РФ, а отказ инспекции в проведении зачета по указанному основанию незаконным. Уместным будет вспомнить и вызывавшую несколько лет назад массу вопросов ситуацию с зачетом (возвратом) поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд РФ и налоговая служба отказывались проводить зачет (возврат) взносов, ссылаясь на отсутствие четкого порядка возврата данных сумм. В спор тогда вмешался Президиум ВАС РФ. В постановлениях от 05.09.06 № 2776/06 и № 4240/06 сказано, что раз по данным платежам известен их администратор (ФНС России), то и решать все вопросы по поводу зачета (возврата) этих сумм обязан исключительно он. Это еще раз доказывает, что отговорки официального администратора всех налоговых платежей о необходимости специального порядка для возврата являются необоснованными и на этот раз.
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №20, октябрь 2011 г. |