ЕНВД (из-за чего перестал учитывать доходы и расходы) . ОСНОВАНИЕ 4. Вы не ведете бухгалтерский учет. Неведение бухгалтерского учета названо в гл. 21 НК РФ как основание для определения НДС расчетным путем . Однако расчетный метод можно применить, если отсутствие бухгалтерского учета мешает посчитать и другие налоги . Во всех остальных случаях расчетный метод налоговики применять не вправе, хотя и пытаются. Например, нельзя его применять, когда вы: не представили документы, составлять которые вы не обязаны ; не использовали ККТ и нарушали Порядок ведения кассовых операций . Примечание. Расчетным методом могут воспользоваться и инспекторы внебюджетных фондов для исчисления страховых взносов . Основания для применения расчетного способа в этом случае следующие: вы отказались допустить инспекторов на свою территорию (в помещение); не ведете учет объектов обложения страховыми взносами; ведете учет с нарушениями, в связи с чем невозможно исчислить взносы. Принципы "расчетного" доначисления Если у инспекции есть основания для применения расчетного метода, то сумму ваших платежей в бюджет она должна определять, используя информацию о вашей компании и об аналогичных компаниях . Конкретный порядок использования этих сведений не установлен, поэтому не ясно, чему нужно отдавать предпочтение: информации о проверяемой компании или данным аналогичных компаний. Или тому и другому вместе. Изредка в судебных решениях можно встретить вывод, что данных только о самом налогоплательщике недостаточно, должны использоваться и данные об аналогичных налогоплательщиках . Но большинство судов считают, что если у инспекции есть сведения о проверяемой компании (данные налоговых деклараций, результаты встречных проверок, выписки по банковскому счету), то использовать нужно именно их . И только если информации о самом налогоплательщике нет, придется искать аналогичные организации . Как инспекторы должны искать аналогичные компании Судебная практика показывает, что сравниваемые налогоплательщики действительно должны быть похожи по таким критериям: - отраслевая принадлежность; - конкретный вид деятельности ; - размер выручки ; - численность персонала ; - применяемый режим налогообложения . Также значение могут иметь: - количество и ассортимент выпускаемой продукции (реализуемых товаров) ; - параметры производственных, торговых или сдаваемых в аренду площадей ; - рынки сбыта ; - режим работы . При этом недостаточно совпадения организаций только по одному из этих критериев, нужна их совокупность . И важно, чтобы выбранные для сравнения показатели оказывали непосредственное влияние на результаты деятельности организации. Скажем, если речь идет о сдаче недвижимости в аренду, важна площадь помещений у аналогичных организаций и их местонахождение, а не количество сотрудников . Расходы учитываются, а вычеты НДС - нет Нередко суды отменяют "расчетные" доначисления налога на прибыль и налога при "доходно-расходной" УСНО из-за того, что проверяющие использовали данные только о доходах налогоплательщика или аналогичных компаний и не учитывали расходы. Ведь налог должен рассчитываться на основании данных как о доходах, так и о расходах. Одних показателей выручки или оборота недостаточно . То есть для определения налоговой базы по налогу на прибыль нельзя использовать, к примеру, только данные о поступлениях на расчетный счет . Иначе обстоит дело с "расчетным" определением НДС. Дело в том, что НК РФ предусматривает исчисление расчетным путем только НДС, подлежащего уплате в бюджет, и не содержит указания на то, что этим же способом может быть определена и сумма вычетов. Кроме того, на налогоплательщике лежит обязанность подтвердить счетами-фактурами свое право на вычет. И если налогоплательщик это право не заявил и не подтвердил, то налоговый орган предоставлять вычет не обязан . И арбитражные суды следуют этой позиции . Будет ли штраф за неуплату налога Со штрафом при доначислении налогов расчетным путем все неоднозначно. Одни суды, признавая расчетное доначисление правильным, не видят ничего предосудительного и в штрафе за неуплату налога по ст. 122 НК РФ . Другие же считают, что оштрафовать налогоплательщика по ст. 122 НК РФ при определении его налоговых обязательств расчетным путем нельзя. Ведь в таком случае сумма неуплаченного налога определяется приблизительно, а значит, нельзя точно установить факт совершения правонарушения . * * * Отсутствие четких правил исчисления налога расчетным путем в НК РФ приводит к тому, что в одних случаях суд может признать обоснованным применение расчетного метода, а в других - нет. Поэтому не стоит провоцировать налоговиков на его применение, ведь сумма налога, посчитанная расчетным путем, будет больше посчитанной в обычном порядке. -------------------------------- подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ п. 3 ст. 91 НК РФ приложение 3 к Приказу ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@ Постановление ФАС ЗСО от 18.11.2008 N Ф04-6982/2008(15881-А75-27) Постановления ФАС ПО от 02.12.2010 N А55-7610/2010; ФАС ЦО от 30.09.2008 N А54-1011/2008С21; ФАС УО от 25.01.2010 N Ф09-11201/09-С3 ч. 1 ст. 23.1, п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ подп. 1 п. 1 ст. 31, пп. 6, 8, 9 ст. 88, абз. 2 п. 12 ст. 89, пп. 1, 5 ст. 93 НК РФ; приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N MM-3-06/338@ подп. 6 п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 93 НК РФ п. 1 ст. 126 НК РФ пп. 6-9 ст. 88 НК РФ Постановления ФАС ЗСО от 21.03.2011 N А70-4978/2010; ФАС ВСО от 09.03.2010 N А58-5602/08, от 17.09.2008 N А19-4490/08-52-Ф02-4516/08 п. 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 05.07.2005 N 301-О Постановления ФАС СКО от 20.07.2011 N А32-45791/2009, от 26.10.2010 N А32-46149/2009; ФАС ВСО от 29.11.2007 N А19-293/07-45-Ф02-8950/07; ФАС ПО от 31.07.2007 N А72-529/07-12/4 Постановления ФАС СКО от 26.10.2010 N А32-46149/2009; ФАС ВВО от 18.08.2010 N А29-9675/2009 п. 7 ст. 166 НК РФ Постановление ФАС ВВО от 07.11.2008 N А82-9757/2007-28 Постановление ФАС ПО от 28.02.2008 N А12-9458/07 Постановление ФАС ЗСО от 25.06.2009 N Ф04-3685/2009(9209-А45-46) п. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах..." подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ Постановления Девятого ААС от 27.07.2009 N А40-21509/08-98-65; ФАС ЗСО от 15.04.2010 N А27-10595/2009 Постановления ФАС ВВО от 24.03.2011 N А82-4743/2009, от 16.03.2011 N А43-34804/2009
Постановление ФАС СЗО от 11.02.2009 N А56-2917/2008 Постановление ФАС УО от 26.04.2011 N Ф09-2207/11-С3 Постановление ФАС ПО от 02.10.2008 N А55-18837/2007-3 Постановление ФАС ПО от 08.05.2007 N А49-7268/06-2А/11 Постановление ФАС СЗО от 07.06.2007 N А44-3127/2006-9 Постановления ФАС ВСО от 29.11.2007 N А19-293/07-45-Ф02-8950/07; ФАС СЗО от 07.06.2007 N А44-3127/2006-9 Постановления ФАС ПО от 08.05.2007 N А49-7268/06-2А/11; ФАС МО от 07.05.2010 N КА-А41/1896-10 Постановление ФАС СКО от 30.03.2010 N А32-15315/2009 Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2004 N 668/04 Постановления Президиума ВАС РФ от 19.07.2011 N 1621/11; ФАС ЗСО от 24.09.2007 N Ф04-6486/2007(38351-А45-40); ФАС ДВО от 26.11.2008 N Ф03-5189/2008 Постановления Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 6961/10, от 30.10.2007 N 8686/07; подп. 7 п. 1 ст. 31, п. 7 ст. 166 НК РФ Постановления ФАС СЗО от 07.02.2011 N А56-13885/2010; ФАС ПО от 14.12.2010 N А55-1057/2010 Постановление ФАС ВВО от 18.08.2010 N А29-9675/2009 Постановление Тринадцатого ААС от 03.07.2008 N А42-3065/2006; Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.05.2005 N А71-609/04-А19
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N18, 2011 |