1. Интересный, на наш взгляд, вывод о сути резерва по сомнительным долгам сделан ФАС МО в Постановлении от 26.03.2010 № КА-А40/2553-10: резерв по сомнительным долгам по своей экономической и правовой природе позволяет исключить из налогообложения часть выручки налогоплательщика, в счет которой от контрагентов не поступили денежные средства, то есть позволяет связать налогообложение налогоплательщика с его реальным финансовым состоянием, соответственно, расходы на формирование резерва должны быть признаны экономически обоснованными в тех ситуациях, когда налогоплательщик первоначально включает сумму дохода от реализации товаров (работ, услуг), определенную по методу начисления, в налоговую базу, а впоследствии, при неполучении денежных средств от контрагентов, учитывает дебиторскую задолженность контрагентов в составе резерва по сомнительным долгам. 2. Письмо Минфина России от 21.10.2008 № 03‑03‑06/1/594. 4. В рассматриваемом деле было несколько контрагентов и, соответственно, несколько договоров (в том числе поставки, выполнения работ). По условиям одного из договоров продавец обязался передать в собственность обществу, а общество – принять и оплатить товары в соответствии с согласованными сторонами спецификациями. Причем если иное не оговорено в спецификации на поставку определенной партии товара, оплата каждой из них производится покупателем в течение 30 банковских дней со дня получения товара. Однако в спецификациях сроки оплаты урегулированы не были. Поскольку на момент формирования резерва по сомнительным долгам (31.12.2007) срок исполнения обязательства по оплате поставленного продавцом товара еще не наступил, зачет в порядке ст. 410 ГК РФ произведен быть не мог.
По другому договору – аналогичная ситуация. Продавец обязался поставить обществу товары в количестве, по номенклатуре и ценам согласно спецификации. Оплата производится после полной поставки товаров. При этом налоговым органом не доказано, что на 31.12.2007 продавцом была осуществлена полная поставка ТМЦ по спецификации и т. д.надзора. |