При реализации дисконтных карт покупателям торговая фирма должна облагать доход от их продажи в рамках общего или упрощенного режима налогообложения. Такой вывод следует из письма ФНС России от 16 августа 2011 г. № АС-4-3/13324@. Какими бывают карты Дисконтные карты бывают простыми и накопительными. Простая дисконтная карта предусматривает право покупателя на скидку фиксированного размера. При этом не имеет значения, на какую сумму он приобретает товары в магазине. Накопительная дисконтная карта, в свою очередь, содержит данные о накопленных клиентом скидках. Для автоматизированного учета в момент транзакции (осуществления покупки) кассовый терминал дает команду на уменьшение стоимости покупки в соответствии с условиями договора (в зависимости от накопленной скидки). Автоматически производится запись о новой покупке. Различаются и формы распространения дисконтных карт – дисконтные карты могут раздаваться во время рекламных кампаний, проводимых с целью увеличения числа постоянных покупателей. Обладатель такой дисконтной карты получает право в течение определенного времени пользоваться скидками в одном или нескольких магазинах, входящих в единую дисконтную систему; – дисконтные карты выдают покупателям, которые приобрели в данном магазине товар на определенную сумму за некоторый период времени или единовременно; – карты выдаются покупателю товаров определенной фирмы и др. Организационные вопросы применения дисконтных карт Введение системы применения дисконтных карт предполагает предварительную работу: 1) до введения таких карт должна быть сформирована соответствующая система документооборота; 2) требуется разработать и утвердить приказом об учетной политике порядок бухгалтерского учета продаж по дисконтным картам, методы и способы учета продаж по дисконтным картам, поскольку действующее законодательство не содержит необходимых нормативных документов; 3) крупным торговым фирмам, у которых большой ассортимент продаваемых товаров, в форме реестра цен следует предусмотреть графу «цена со скидкой по дисконтной карте» (чтобы не производить уценку товара и не составлять соответствующий акт на каждый вид товара); 4) право торговать по дисконтным картам на первом этапе необходимо оформить внутренними нормативными документами, такими как: – положение о применении дисконтных карт; – приказ о маркетинговой политике (данный документ может быть составной частью учетной политики); – приказ руководителя об утверждении прайс-листов с перечнем всего ассортимента продаваемых товаров и идентификацией товара, для которого предусматриваются скидки; – приказ об уценке сезонного или залежалого товара; – положение о переоценке товара по причине истечения его срока годности, а также приближения даты истечения срока годности или срока реализации. Бухгалтерский учет операций На основании пункта 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» дисконтные карты следует учитывать в составе материально-производственных запасов и принимать к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой при приобретении за плату признается сумма фактических затрат на их приобретение или изготовление за исключением НДС (п. 5, 6 ПБУ 5/01). Соответственно, если руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению, оприходование дисконтных карт, приобретенных для продажи, отражается: – вариант 1: в составе материалов. Тогда к счету 10 субсчету «Прочие материалы» открывается субсчет второго порядка «Дисконтные карты». – вариант 2: в составе товаров. В этом случае субсчет открывается к счету 41 «Товары» (его также можно назвать субсчетом «Дисконтные карты»). >|Выбор способа учета дисконтных карт для целей бухгалтерского учета должен стать элементом учетной политики для целей бухучета. Все, кто оформит подписку на 2012 год, получат доступ к сервису «Учетная политика 2012» (он включает в себя программу-составитель, подробно – на сайте www.otraslYchet.ru).||Форма № МХ-15 утверждена постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66.||Налоговая база по НДС формируется исходя из цены реализации товара за минусом дисконтной скидки.|< ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 42 – 4000 руб.– сторнирована наценка; ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62 – 9000 руб. – получены средства от продажи куртки по дисконтной карте в кассу. Продажа дисконтных карт и ЕНВД Должна ли предпринимательская деятельность по продаже дисконтных карт облагаться ЕНВД? Для ответа на этот вопрос обратимся к письмам ФНС России от 16 августа 2011 г. № АС-4-3/13324@, Минфина России от 18 января 2011 г. № 03-11-06/3/1. В них чиновники, основываясь на понятии "товар" (п. 3 ст. 38 Налогового кодекса РФ), сделали вывод о том, что сама по себе дисконтная карта не представляет ценности, которая является одной из характеристик имущества. Предложено рассматривать карты как имущественные права, предоставляемые обладателям таких карт, на покупку товаров по льготной цене при условии выполнения обладателями карт всех требований для получения скидки (например, покупка на определенную сумму). Таким образом, реализация организацией имущественных прав в виде собственных дисконтных карт не относится к розничной торговле в целях ЕНВД, а потому не подлежит обложению этим налогом. А значит, данная деятельность должна облагаться в рамках «упрощенки» или общего режима налогообложения. Следовательно, в невыгодных условиях при таком раскладе оказываются торговые фирмы, уплачивающие ЕНВД. Ведь им при реализации карт придется совмещать два режима налогообложения. Исчисление НДС При реализации дисконтных карт НДС исчисляется в общеустановленном порядке. >|«Входной» НДС, предъявленный изготовителем карт, подлежит вычету на основании счетов-фактур и соответствующих первичных документов после принятия активов на учет.| |