взносов в 2010 году остались неизменными, процедура администрирования страховых взносов во многом поменялась. А, как известно, именно процедура может добавить много неприятностей работодателю, если она не отработана на практике. В нашей статье мы осветим те нововведения в администрировании страховых взносов, которые потенциально могут негативно сказаться на деятельности хозяйствующих субъектов, и постараемся дать рекомендации, как к ним лучше подготовиться. Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов с 2010 года В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту- Закон N 212-ФЗ) с 1 января 2010 года контролируют исчисление и уплату МВД и ФНС от 13..10.2010 N 1/8656/ММВ-27-4/11, а также совместный Приказ МВД и ФНС от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»). Согласно п. 33 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право участвовать в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, в налоговых проверках по запросам налоговых органов. Вместе с этим положения Закона N 212-ФЗ не относятся к законодательству о налогах и сборах, а положения НК РФ не могут применяться в правоотношениях, возникающих в рамках реализации Закона N 212-ФЗ, в связи с чем полномочия у территориальных органов ПФР по привлечению к проведению выездных проверок сотрудников органов внутренних дел (милиции) отсутствуют. В случае, если совместно с органами контроля за уплатой страховых взносов при проведении выездной проверки будут принимать участие сотрудники органов внутренних дел, то незаконные действия должностных лиц территориальных органов ПФР могут быть обжалованы плательщиком страховых взносов в соответствии с гл. 7 Закона № 212-ФЗ, а действия сотрудников милиции - в соответствии со ст. 39 Закона РФ от 18.04.1991 №1026-1 «О милиции». В соответствии с п. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ Территориальные органы ПФР и территориальные органы ФСС вправе проводить совместные выездные проверки на основании ежегодных планов проведения проверок. Однако, в настоящий момент, не принят документ, который будет регламентировать их совместные действия. Методика проведения проверок плательщиков страховых взносов Органы контроля за уплатой страховых взносов в рамках своих полномочий вправе осуществлять камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов (п.1 ст.33 Закона N 212-ФЗ). Цель проверок - контроль за соблюдением плательщиками законодательства РФ в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов. Кроме того, ФСС контролирует правильность выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ст. 3 Закона N 212-ФЗ). Порядок проведения контрольных мероприятий регламентирован ст. ст. 34 и 35 Закона N 212-ФЗ. Однако, пока не утверждена единая методическая основа при проведении проверок, органы контроля будут руководствоваться каждый своим документом. Пенсионный фонд – - Методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденных Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 №11п. Указанная методика была разработана в целях реализации норм ст.13 Федерального закона N 167-ФЗ.; - Временными методическими рекомендациями по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденных Распоряжением Правления ПФР от 11.05.2010 N 127р в целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам ПФР по проведению контрольных мероприятий в рамках действия Федерального закона N 212-ФЗ. Знание указанных рекомендаций будет полезно страхователям-работодателям (индивидуальным предпринимателям и организациям), ведь именно этим документом будет руководствоваться ПФР в контрольной деятельности. 2. Фонд социального страхования руководствуется: - Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81 (далее по тексту- Методические указания N 81); - Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 82 (далее по тексту- Методические указания N 82); - Методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 21.05.2008 N 110. Правомерность применения вышеуказанных методических указаний возможна при осуществлении проверок страхователей по вопросу исчисления и уплаты страховых взносов в силу норм п. 3 ст. 1 Закона N 212-ФЗ. Документы, которые подлежат проверке органами ФСС/ПФР В соответствии со ст. 37 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов вправе требовать у страхователей налоговой декларации в налоговый орган влечет взыскание штрафа в размере 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
п.1 ст.46
Непредставление плательщиком страховых взносов в срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
п.2 ст.46
Непредставление плательщиком расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля в течение более 180 календарных дней по истечении срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основании этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основании этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181го календарного дня, но не менее 1000 руб.
п.1 ст.122
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога
п.1 ст.47
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы страховых взносов.
п.2 ст.122
Деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% неуплаченной суммы налога
Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 47 Закона N 212ФЗ, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% неуплаченной суммы страховых взносов
п.1 ст.126
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ
ст.48
Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком в орган контроля документов (копий документов), предусмотренных Законом № 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ
п.2 ст.126
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
В результате сопоставления этих двух нормативно-правовых актов усматривается, что законодатель при установлении видов ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах пошел по аналогии с НК РФ. В то же время в Законе N 212-ФЗ отсутствуют такие базовые принципы привлечения к ответственности, которые есть в НК РФ, а именно: - никто не может быть привлечен к ответственности за совершение иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом; - никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Также в Законе N 212-ФЗ нет нормы, которая бы устанавливала, что все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Но не стоит забывать, что презумпция невиновности (ст.49 Конституции РФ) относится к юридической ответственности во всех публичных отраслях права, к которым относится и ответственность в области обязательного социального страхования. Поименованные в ст.43 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, аналогичны обстоятельствам, исключающим налоговую ответственность (ст.43 Закона 212-ФЗ). А именно: - совершение правонарушения вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств - например, землетрясение, наводнение, пожар), которые являются общеизвестными и не требуют подтверждения; - совершение правонарушения страхователем-предпринимателем, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором он не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния; - выполнение страхователем письменных разъяснений Минздравсоцразвития, ПФР или ФСС РФ по вопросам уплаты страховых взносов; - иные обстоятельства, признанные органом внебюджетного фонда или судом исключающими вину лица. В соответствии с пп.4 ч.6 Закона N 212-ФЗ, руководитель (заместитель) органа контроля за уплатой страховых взносов, кроме всего прочего, выявляет обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения. Возможность применения обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность при производстве по делу о нарушении законодательства о страховых взносах установлена п.4 ст.44 212-ФЗ. Так в соответствии с указанной нормой обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело. Примечательно то, что в п.4 ст.44 212-ФЗ законодатель использует слова «выявлять», «устанавливать»,- это свидетельствует именно об обязанности органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки выявлять наличие либо отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения. Представляется возможным обратиться к судебной практике (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.08.2008 N Ф08-4507/2008), в котором суд указал, что наделение НК РФ налоговых органов полномочиями привлекать физических лиц и организации к налоговой ответственности предполагает обязанность этих государственных органов рассмотреть материалы налоговой проверки на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения налогового правонарушения. Данные выводы суда можно применить и к положениям Закона N 212-ФЗ в том смысле, что наделение Законом N 212-ФЗ органов контроля за уплатой страховых взносов полномочиями привлекать плательщиков страховых взносов к ответственности, предусмотренной данным Законом, предполагает обязанность этих органов рассмотреть материалы проверки на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения правонарушения, а значит, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной данным 212-ФЗ, орган контроля за уплатой страховых взносов при определении размера штрафа обязан исследовать вопрос применения к тому или иному страхователю обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения. Кроме того, в 212-ФЗ отсутствует положение о максимальном пределе снижения размера штрафных санкций, в случае наличия смягчающих ответственность обстоятельств, как это поименовано в п.3 ст.114 НК РФ. Следовательно, орган контроля за уплатой страховых взносов исходя из конкретных обстоятельств дела может снизить размер штрафных санкций и более чем в два раза, как это предусмотрено п.3 ст.114 НК РФ) в случае наличия обстоятельств, признаваемых смягчающими для целей Закона N 212-ФЗ. В заключение следует обратить внимание на то, что не смотря на малочисленность судебной практики по обжалованию решений ПФР и ФСС о привлечении к ответственности, преемственность «новых» страховых взносов по отношению к ЕСН все-таки очевидна. Объект и база для начисления страховых взносов, перечень необлагаемых выплат, ставки (тарифы), порядок исчисления, порядок и сроки уплаты в целом соответствуют элементам налогообложения, указанным в ст. 17 НК РФ. Это позволяет предположить, что правовые позиции арбитражных судов по ЕСН можно будет применять и к страховым взносам. На практике в качестве смягчающих ответственность обстоятельств суды признают, например, следующее: - возраст налогоплательщика, наличие на его иждивении несовершеннолетнего ребенка (Постановление ФАС Поволжского округа от 27.11.2007 по делу N А65-3005/2007-СА2-8); - отсутствие задолженности по уплате текущих налогов и сборов, уплата налогоплательщиком сумм налогов и пени, начисленных по решению налогового органа (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.10.2007 N Ф08-6608/2007-2456А); - своевременное представление налоговых деклараций за соответствующие кварталы (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.03.2008 по делу N А43-1496/2007-31-53); - отсутствие вредных последствий для бюджета и совершение правонарушения впервые (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2008 по делу N А82-5165/2007-99); - отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения, несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения, добровольность уплаты налога в бюджет (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.08.2008 N А33-16765/07-Ф02-3837/08); - незначительный характер правонарушения, уплата налога и штрафных санкций (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2008 N А10-3436/07-Ф02-1188/08); - организации, финансируемые из средств бюджета, своевременность уплаты налога (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.07.2008 N Ф03-А73/08-2/2907); - отсутствие привлечения к налоговой ответственности в течение года (Постановление ФАС Центрального округа от 27.11.2001 N А35-2918/2001-С4); - состояние здоровья привлекаемого к ответственности лица и его близких (Постановление ФАС Московского округа от 24.08.2001 N КА-А40/4456-01); - незначительность допущенной просрочки (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2001 N А13-3326/01-03). Вместе с тем стоит отметить, что в каждом случае суд либо орган контроля за уплатой страховых взносов будут самостоятельно решать вопрос о квалификации тех или иных обстоятельств, на которые ссылается страхователь в качестве смягчающих ответственность. Следует иметь ввиду! Если на практике вышло так, что органом контроля страховых взносов при вынесении решения по проверке обстоятельства, смягчающие ответственность, не исследовались и соответственно никак не были учтены, то в таком случае целесообразно обращаться в судебные органы за установлением таких обстоятельств и снижением размера штрафных санкций. Напоминаем! Тарифы страховых взносов в 2011 году снова вырастут С 2011 года произойдет увеличение тарифа страховых взносов до 34 %. Так, взнос в ПФР составит 26 %, из которых 20 пойдут на финансирование страховой части пенсии, 6 — накопительной (у лиц старше 1967 года рождения все 26 % на страховую часть). Отчисление в Фонд социального страхования останется на прежнем уровне — 2,9 %, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 1 января 2011 — 3,1 %, территориальный ФОМС — 2,0%. При этом установлена предельная сумма, с которой работодатель обязан оплатить взносы, — 415 тысяч рублей в год (страхуемый заработок), который подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней зарплаты в стране. Сверх 415 тысяч рублей страховые взносы не платятся. Граждане, чей заработок превышает 415 тысяч рублей в год, могут воспользоваться программой государственного софинансирования пенсионных накоплений и самостоятельного формировать дополнительный пенсионный капитал. Работодатели с 1 января 2011 года обязаны представлять в ПФР индивидуальные сведения - ежеквартально (в 2010 году - раз в полугодие), до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом. Это нововведение позволит в более полном объеме учитывать эти суммы для расчета и корректировки пенсий. Оптимизация страховых взносов в 2011 году Пожалуй, наиболее распространенным методом оптимизации зарплатных отчислений была «схема аутсорсинга». Однако, в связи с тем, что с 1 января 2010 г. лица, применяющие УСН, также обязаны уплачивать все вновь установленные страховые взносы, а не только на обязательное пенсионное страхование, утрачивается смысл применения договоров аутсорсинга. Лишение актуальности договоров аутсорсинга в целях оптимизации уплаты страховых взносов - не единственная потеря. Видимо, сокращающиеся поступления во внебюджетные фонды побудили законодателя при принятии Закона N 212-ФЗ не включать в него некоторые соответствующие положения, тем самым исключив возможность их применения уже для оптимизации страховых взносов. «Оптимизация с использованием компенсаций за вредные и опасные условия труда» Согласно пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежали налогообложению все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в т.ч. за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда. В связи с чем, организации стремились создать условия, позволяющие выплачивать данные компенсации. Однако Законом № 212-ФЗ такая возможность исключена. «Работники, имеющие статус индивидуальных предпринимателей» В основе использования этого метода лежала замена трудовых отношений на гражданско-правовые. Нужные работники получают статус индивидуального предпринимателя, переходят на УСН, объектом налогообложения которой являются доходы. Однако ввиду того, что индивидуальные предприниматели кроме уплачиваемых в настоящее время взносов на обязательное пенсионное страхование будут обязаны уплачивать взносы в фонды обязательного медицинского страхования с 2011 года, в связи с чем привлекательность данного метода теряется. «Оптимизация с использованием льгот» Статьей 239 НК РФ в отношении выплат в пользу инвалидов были установлены льготы по уплате ЕСН. Так, не подлежали налогообложению выплаты, не превышающие 100 000 руб. за налоговый период, в пользу физических лиц, являющихся инвалидами, либо выплачиваемые общественными организациями инвалидов. Эта льгота также не получила свое отражение в Законе № 212-ФЗ. Правда, для таких выплат установлены переходные положения, так в 2010 г. для них предусмотрены страховые тарифы по ставке 0%; в 2011 - 2012 гг. общая величина тарифов составит 20,2%, в 2013 - 2014 - 27,1%. И только с 2015 г. выплаты будут облагаться по единым для всех тарифам в 34%. «Оптимизация с использованием труда иностранцев, лиц без гражданства» Принципиально новым моментом для целей оптимизации страховых взносов являются положения пп. 15 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, согласно которым не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в т.ч. по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации. Теперь, начиная с 1 января 2010 г., принимая на работу временно пребывающих граждан, организации имеют возможность оптимизировать уплату страховых взносов, экономя при этом 26%, а с 1 января 2011 г. - 34% суммы выплат таким работникам. К числу способов оптимизации, которые успешно использовались плательщиками ранее и которые не утратили своей актуальности относятся следующие. «Суточные как зарплата» Организации, сотрудники которых часто ездят в командировки, сохранили возможность «сэкономить» на уплате страховых взносов, заменив суточными часть их заработной платы. Это осталось возможным благодаря тому, что в пп. «и» п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ были полностью перенесены положения абз. 10 и 11 пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. Скорее всего, этот метод станет наиболее распространенным, т.к. размер суточных, выведенных из-под обложения, неограничен и позволит экономить на уплате не только страховых взносов, но и налога на прибыль. Что касается налога на доходы физических лиц, то обложение им суточных, превышающих размеры, установленные п. 3 ст. 217 НК РФ, приводит к уплате всего 13% налога, что уже дает экономию в два раза (с 2011 г. она увеличится до 2,6 раза). «Гражданско-правовой договор вместо трудового» Ранее, с учетом положений п.3 ст.238 НК РФ, в налоговую базу не включались любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам. Аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Вместе с тем, обращаем ваше внимание, что в настоящее время в Государственную Думу внесен проект федерального закона N 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный против заключения работодателями гражданско-правовых договоров с работниками. В пояснительной записке к документу указано, он разработан в целях внесения в законодательные акты Российской Федерации изменений, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заемного труда». В связи с чем, в ближайшем будущем этот вид оптимизации страховых взносов тоже может потерять свою актуальность. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализируя вышеизложенные изменения, можно однозначно сказать, что в связи с принятием Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов больше потеряли, нежели приобрели. Будем надеяться, что тема, которой посвящена настоящая статья, окажется близкой как можно большему числу страхователей, а изложенная информация практически полезной, поскольку владение определенными знаниями может оказать существенную помощь бухгалтеру и руководителю любой организации в целях предотвращения правонарушений и мер ответственности. |