Учитываем затраты на улучшение плодородия почв

Правительство утвердило критерии существенного снижения плодородия земель сельхозназначения. Они вступили в силу 6 августа 2011 года. О порядке учета затрат на улучшение плодородия почв поговорим в статье…

Бухгалтерский учет Капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) включают в состав основных средств ежегодно – как отдельные инвентарные объекты. Независимо от даты окончания всего комплекса работ (п. 5, 13 ПБУ 6/01). В сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям.
Данные расходы предварительно собирают на счете 08 субсчет «Приобретение земельных участков». Аналитический учет ведут по каждому участку отдельно с указанием видов мелиоративных работ (осушение, орошение, корчевка кустарников, срезка кочек, очистка земельного участка от камней, валунов и др.).
Амортизацию по земельным участкам в бухгалтерском учете не начисляют (п. 17 ПБУ 6/01). Соответственно и капитальные вложения на их улучшение также не амортизируют.
Налоговый учет По земле и иным объектам природопользования в налоговом учете амортизацию не начисляют (п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ). Поэтому расходы на приобретение участков организация сможет учесть в целях налогообложения прибыли только при их реализации (подп. 2 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ).
Аналогичный порядок признания затрат, на наш взгляд, действует и при учете расходов на коренное улучшение земельного участка, приобретенного компанией.
Мероприятия по охране земель Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить следующие мероприятия по охране земель (ст. 13 Земельного кодекса РФ):
– сохранять почвы и их плодородие;
– защищать земли от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых деградируется земля;
– ликвидировать последствия загрязнения (в том числе биогенного) и захламления земель;
– защищать сельскохозяйственные угодия от зарастания деревьями, кустарниками, сорняками, а также растения и продукцию растительного происхождения от вредных организмов;
– сохранять достигнутый уровень мелиорации;
– рекультивировать нарушенные земли, восстанавливать плодородие почв, своевременно вовлекать земли в оборот.
Определение размера вреда Земли должны использоваться в соответствии с их целевым назначением и разрешенными способами, которые не должны причинить ей вред. Об этом сказано в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», далее – Закон № 101-ФЗ. >|Для оценки состояния почвы Правительство РФ устанавливает нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и микроорганизмов, а также других загрязняющих почву биологических веществ.|<
Размер причиненного земле как природному объекту вреда определяют на основании нормативов в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В настоящее время его рассчитывают по Методике, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 (далее – Методика).
Согласно данному документу, исчислению в стоимостной форме подлежит размер вреда, причиненного почвам, в результате:
– загрязнения из-за поступления в них химических веществ или их смеси, приводящих к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций химических веществ в них;
– порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия их поверхности, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами;
– несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
Однако эта Методика не распространяется на случаи загрязнения почв радиоактивными веществами, а также на несанкционированное размещение радиоактивных, биологических отходов и отходов лечебно-профилактических учреждений.
Методика содержит нормативные величины, в том числе:
– таксу (Тх) для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды при их химическом загрязнении и порче (приложение № 1);
– таксу (Тотх) для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды при их деградации в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления (приложение № 2). (Приложения приведены ЗДЕСЬ.)

Критерии снижения плодородия почв Если участок из земель сельхозназначения эксплуатируется с нарушением установленных законодательством требований его рационального использования и это влечет за собой существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки, его могут принудительно изъять у собственника в судебном порядке (п. 3 ст. 6 Закона № 101-ФЗ).
Критерии существенного снижения плодородия и значительного ухудшения экологической обстановки устанавливает Правительство РФ.
Так, с 6 августа 2011 года действует постановление от 22 июля 2011 г. № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно данному нормативному акту, существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения из-за нерационального использования является изменение числовых значений не менее трех следующих критериев:
– снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более;
– снижение кислотности в кислых почвах на 10 процентов или более;
– повышение щелочности в щелочных почвах на 10 процентов или более;
– снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25 процентов или более;
– снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 процентов или более.
Органы земельного контроля

Государственный земельный контроль ведут три федеральные службы.
Перечислим их:
– государственной регистрации, кадастра и картографии;
– по надзору в сфере природопользования;
– по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

>|Также этим занимаются их территориальные органы (п. 3, 4, 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689«О государственном земельном контроле»).||Привлечение виновных в совершении земельных правонарушений лиц к уголовной или административной ответственности не освобождает их от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ими вреда. Основание – статья 74 Земельного кодекса РФ.|<

Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №10, октябрь 2011 г.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей