При заключении договора на оказание платных образовательных услуг может быть предусмотрен неденежный вид оплаты. Например, завод может рассчитаться за обучение работников компьютерами. Однако действующими нормами бухгалтерские записи в такой ситуации четко не оговорены. Поэтому давайте разбираться. Неденежные формы расчетов Итак, с точки зрения гражданского законодательства неденежные формы расчетов подпадают под определение договора мены и регулируются нормами главы 31 Гражданского кодекса РФ, к которому в свою очередь применяются правила о купле-продаже (ст. 567 Гражданского кодекса РФ). При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. По общему правилу (ст. 568 Гражданского кодекса РФ) товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности. Если же обмениваемые активы признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором. Организуем учет Отметим три момента. Во-первых, оценка обмениваемых товаров должна производиться по рыночной стоимости. В соответствии с нормами статьи 40 Налогового кодекса РФ в общем случае рыночной стоимостью считается договорная стоимость товаров. Налоговым органам предоставлено право проверять правомерность установления цены договора в случае ее отклонения от цен на идентичные или аналогичные товары более чем на 20 процентов. Однако с 1 января 2012 года вступает в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. №, который исключил данные сделки из числа контролируемых. Во-вторых, суть договора мены заключается в том, что каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. Это определенопунктом 1 статьи 567 Гражданского кодекса РФ. Причем речь идет именно об обмене вещи на другую вещь, а не товара в обмен на услугу. На данное обстоятельство указывается в пунктах 1 и 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2002 г. № 69. Другими словами, договоры, предусматривающие обмен работами, услугами либо обмен товаров на работы, услуги, классифицируются как смешанные. Данные договоры содержат элементы договоров купли-продажи, возмездного оказания услуг, подряда. В-третьих, в отличие от коммерческих организаций, где дебиторская и кредиторская задолженность не классифицирована по видам расходов, в учреждениях применяется детализированная система кодов КОСГУ. В связи с этим может возникнуть вопрос о правомерности взаимозачета обязательств, возникающих по разным кодам бюджетной классификации. >|Несмотря на широкую практику применения термина «товарообменные (бартерные) операции», четкое определение им ни в одном нормативном акте не дано. По сути, это сделка, предусматривающая натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую, равную по стоимости, без денежной оплаты.|< Бухгалтерские записи Неденежные расчеты в учете государственных (муниципальных) образовательных учреждений отражаются в соответствии с нормами Инструкции по применению Единого плана счетов (приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н). Причем проводки для учреждений прежнего и нового типов принципиально отличаться не будут, за исключением кода вида деятельности – «старые бюджетные учреждения» в соответствующем разряде номера счета будут указывать код 2, в новых может использоваться код 4 (в случае если обучение проводится в рамках государственного или муниципального задания, предполагающего частичную оплату расходов за счет средств пользователей соответствующих услуг). В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. Пример. На коммерческое отделение вуза (бюджетное учреждение) принят абитуриент. Договор на его обучение заключен с заводом (где он работает). Завод рассчитывается в неденежной форме: поставляет компьютеры. Цену договора условно примем в размере 100 000 руб. По условиям договора между учреждением и заводом обмен считается равноценным. В бухгалтерском учете учреждения будут оформлены такие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Начислена выручкана сумму стоимости оказанной услуги по обучению студента одновременно с отражением дебиторской задолженности (по сумме, которую должен уплатить завод)."> 2 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» 100 000 Отражено вложение в основные средства на сумму стоимости поставленных компьютеров 2 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения» 2 302 31 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» 100 000 Отнесение стоимости компьютеров на счет учета вложений в нефинансовые активы, по нашему мнению, является наиболее правильным, поскольку позволяет наиболее корректно оформить необходимую документацию и отразить соответствующие операции в бухгалтерском учете, а также в случае необходимости увеличить первоначальную стоимость полученных активов на сумму дополнительных затрат (по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях). При формировании первоначальной стоимости компьютеры вводятся в эксплуатацию в общем порядке. Проводки выглядят следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Введены в эксплуатацию компьютеры на сумму произведенного взаимозачета 2 302 31 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» 2 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» 100 000 Дополнительных обязанностей у образовательного учреждения по уточнению расчетов по НДФЛ и страховым взносам в данном случае не возникает, так как плательщиком доходов (студенту) выступает завод. Несмотря на всю нетипичность неденежных форм расчетов в государственных (муниципальных) учреждениях, приведенные проводки, по нашему мнению, являются правомерными, так как для целей бухгалтерского учета (а также для целей отчетности и санкционирования расходов) существенное значение имеет код полученных доходов или осуществленных расходов, но не способ погашения обязательств, возникающих при получении доходов или осуществлении расходов. Сделка неравноценна… Если сделка будет неравноценной, то после взаимозачета на одном из счетов – 2 302 31 000 или 2 203 31 000 – возникнет остаток, который должен быть погашен денежными средствами или учтен в составе предварительной оплаты (в счет будущих поставок). В первом случае сальдо погашается путем отражения расходов или поступлений денежных средств, во втором – сумма превышения стоимости услуг учреждения над стоимостью поступившего имущества переводится на соответствующие счета учета предварительной оплаты (2 206 00 000). Если же стоимость полученных активов окажется выше стоимости оказанных услуг, то, по нашему мнению, дополнительных записей оформлять не надо – сумма задолженности будет продолжать числиться на счете учета обязательств. В ситуации, когда услуги, оказываемые образовательным учреждением, не освобождены от налога на добавленную стоимость, а полученное имущество предполагается к использованию в такой деятельности, цена договора должна определяться с учетом налога (с выделением его в расчете цены услуги и стоимости имущества). Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №8, август 2011 г. |