Материальная помощь: включать ли в расходы?

взносов и НДФЛ мы рассказали в «Актуальной бухгалтерии» № 7, 2011 на странице 44. Теперь поговорим о том, можно ли учесть материальную помощь в расходах по налогу на прибыль.

С одной стороны, в Налоговом кодексе (п. 23 ст. 270 НК РФ) четко сказано, что суммы материальной помощи работникам в расходах не учитываются.

С другой — компания имеет право учесть любые начисления работникам как расходы на оплату труда, если они оговорены в трудовом или коллективном договоре (ст. 255 НК РФ).

Что делать, если выплата работникам материальной помощи предусмотрена, например, в коллективном трудовом договоре? Можно ли отнести ее к расходам на оплату труда и уменьшить налогооблагаемую прибыль?

Матпомощь — выплата для личных нужд?

В Минфине России считают, что материальную помощь в любом случае нельзя учитывать в расходах (письма Минфина России от 31.07.2009 № 03-03-06/1/504, от 07.05.2009 № 03-03-06/1/309 ). Даже если ее выплата определена в трудовом или коллективном договоре, а сама материальная помощь имеет явную «производственную» направленность. Например, выплачена работникам к отпуску или на обучение.

С мнением финансового ведомства согласны и налоговики. В частности, одно из писем ФНС России (письмо ФНС России от 27.04.2010 № ШС-37-3/698) подробно разъясняет, почему материальную помощь нельзя отнести к расходам на оплату труда. В нем идет речь о выплатах работникам при увольнении в связи с выходом на пенсию. Налоговики отметили: несмотря на то, что материальная помощь предусмотрена коллективным договором, она носит «социальный» характер и «по своему назначению является поощрением, способом выражения благодарности со стороны работодателя работнику, уходящему на заслуженный отдых». А также сделали вывод, что «материальная помощь выдается работнику организации для личных нужд и не является оплатой труда за фактически отработанное время».

Обратите внимание: страховые взносы на подобные «не принимаемые» выплаты все равно нужно начислять (при условии, что сами выплаты превышают 4000 руб. в год на сотрудника). По мнению Минздравсоцразвития России (письма Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 № 426-19, от 17.05.2010 № 1212-19), выплата материальной помощи работнику всегда связана с трудовыми отношениями. Даже если в самом договоре о ней ничего не сказано. Правда, в данном случае речь шла лишь о материальной помощи «действующим» работникам компании, выплаты бывшим сотрудникам страховыми взносами не облагаются (письмо Минздравсоцразвития России от 27.05.2010 № 1354-19).

Сумму начисленных взносов компания имеет право полностью включить в состав расходов. Ведь положения Налогового кодекса не содержат никаких ограничений на этот счет (письмо Минфина России от 15.03.2011 № 03-03-06/1/138).

Пример:

В 2011 г. торговая компания на ОСН оказала материальную помощь работнику к свадьбе — 15 000 руб. Других подобных выплат в этом году сотрудник не получал. В учете эта операция была отражена так:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 70 (76)


15 000 руб. — начислена работнику материальная помощь (на основании приказа руководителя);

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69


3740 руб. ((15 000 руб. – 4000 руб.) × 34%) — начислены страховые взносы с суммы, превышающей 4000 руб. (подп. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);

ДЕБЕТ 70 (76) КРЕДИТ 68 субсчет «НДФЛ»


1430 руб. ((15 000 руб. – 4000 руб.) × 13%) — удержан НДФЛ с суммы, превышающей 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ);

ДЕБЕТ 70 (76) КРЕДИТ 50 (51)


13 570 руб. (15 000 – 1430) — выплачена работнику материальная
помощь.

При расчете налога на прибыль компания может учесть только расходы в виде страховых взносов (3740 руб.). Сумма материальной помощи (15 000 руб.) в расходы не включается, в результате чего в бухгалтерском учете возникнет постоянная разница за 2011 г., формирующая ПНО:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «

 Материальная помощь: включать ли в расходы?


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей