Как правило, многие предприятия в ходе своей хозяйственной деятельности осуществляют наличные расчеты. «Наличкой» организации могут принимать оплату от покупателей и заказчиков, выдавать зарплату работникам, оплачивать товар, и использовать наличность для осуществления других хозяйственных расходов. Все организации, независимо от системы налогообложения, должны соблюдать «Порядок ведения кассовых операций в РФ», утвержденный решением совета директоров ЦБ 22.09.93 № 40. Согласно п.3 Порядка, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Бухгалтеры знают, что касса – это наиболее простой участок работы. Тем не менее, остановимся подробней на тех требованиях, которые выдвигает нам ЦБ. Так ли они просты и понятны? Согласно все тому же «Порядку ведения кассовых операций», кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации, которые утверждаются Госкомстатом РФ по согласованию с ЦБ РФ и Минфином. Другими словами, это всем знакомые приходно-кассовые ( КО-1) и расходно-кассовые (КО-2) ордера. Они утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. N 88. Принимая средства от покупателей, предприятие выписывает приходно-кассовый ордер, квитанцию от которого вручают покупателю (не забывая в нужных случаях использовать ККТ). Однако полученные денежные средства необходимо где-то хранить. Ящик стола или коробочка от печенья для этих целей не подойдут. Все тот же «Порядок ведения кассовых операций» предписывает хранить денежные средства в металлическом сейфе. В пункте 29 вышеназванного Порядка говорится, что помещение кассы должно быть изолировано и технически укреплено. Все технические подробности описаны в приложении № 3 к Порядку. Что же фирмам предлагается сделать для обеспечения надежности помещения кассы, и для устранения претензий к ним со стороны контролирующих органов? Ну, во-первых, под кассу необходимо отвести отдельный кабинет. Это помещение, где следует установить сейф, должно иметь очень прочные стены, пол, потолок и закрываться на две двери. Если стены недостаточно прочные, их следует укрепить. Для этого предлагается приварить к стенам металлические решетки из арматуры диаметром не менее 10 мм и размером ячейки не более 150x150 мм. Окна в кабинете кассира должны быть зарешечены. Наружную дверь требуется обить листами стали, и оснастить как минимум двумя замка. Оговаривается даже расстояние между запорными устройствами – 30 см. Кроме того, сейф, в котором хранится наличность фирмы, должен быть прочно прикреплен к строительным конструкциям пола и стен стальными ершами. Нетрудно предположить, что все перечисленные здесь, а также другие требования, которыми изобилует приложение № 3 к Порядку, нарушают если не все организации, то уж точно большинство. Потому как эти требования плохо сочетаются с реалиями настоящего времени. За многие годы, прошедшие со времени выхода в свет «Порядка ведения кассовых операций», много раз менялось законодательство о налогах, вводились и отменялись всевозможные постановления, законы, прочие НПА. И только «Порядок ведения кассовых операций», определяющий, в том числе, и требования к оборудованию кассы, оставался неизменным. Правила кажутся пережитком прошлого, архаизмом. Но тем не менее, это не отменяет их действия. Более того, налоговые органы, проверяя фирму, имеют в своих руках своеобразный «козырь» в виде вышеназванного Порядка, который позволяет им гарантированно пополнять бюджет за счет штрафов. А штрафы за нарушение порядка ведения кассовых операций, прямо скажем, немалые. Согласно ст.15.1 КоАП, такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере до 5 тыс. рублей, а на юрлиц - до 50 тыс. рублей. В то же время, согласно статье 2.9 КоАП, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Поэтому оштрафованные налогоплательщики вынуждены обращаться в суд. Но, увы, судебная практика по этому вопросу не очень обнадеживающая. Во многих случаях Федеральные Арбитражные суды вставали на сторону налогового органа, признавая правомерность штрафа. Суды указывали на то, что порядок хранения свободных денежных средств включает в себя и оборудование помещения кассы. Такой вывод, в частности, содержится в постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.01.2011 по делу N А63-6264/2010. Между тем, в ряде случаев налогоплательщикам все же удалось добиться признания такого нарушения малозначительным и отмены административного наказания.Так, в частности, посчитал ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 04.06.2009 Причем в данном случае суд лишь обозначил малозначительность такого нарушения, не ставя под сомнение тот факт, что недостаточная оборудованность кассы – это само по себе нарушение, за которое предусмотрена административная ответственность. Таким образом, положение п. 29 «Порядка ведения кассовых операций» в настоящее время обязаны соблюдать все организации. Но как фирмам воплотить в жизнь все те требования, что изложены в Приложении к Порядку, ни ЦБ, ни налоговиков особенно не интересует. В результате компании не спешат выделять отдельный кабинет под кассу, бетонировать полы, укреплять стены, обрешечивать окна, менять двери. Да и сейф, как правило, одиноко стоит где-нибудь в углу кабинета, не будучи прикрепленным к стене никакими железными ершами. Между тем, эти компании (рискну предположить, что таких как минимум 90%) рискуют быть привлеченными к административной ответственности. Возможно, средства, которые планировалось потратить на бизнес-нужды, придется направить на пополнение государственной казны. Уличить налогоплательщика в подобного рода нарушениях налоговикам не составит особого труда. |