Источник: Бюджетные учреждения сферы культуры наряду с медицинскими и образовательными в наибольшей степени подвергаются реформированию с вступлением в силу с 1 января 2011 года Закона № 83-ФЗ, поскольку большую часть своих услуг они оказывают за плату. Их деятельность как нельзя лучше вписывается в систему бюджетного планирования на основе государственного задания. Однако на данном этапе много трудностей возникает при определении сущности оказываемых услуг, показателей их объема и качества, при расчете нормативов затрат на единицу услуги. В данной статье приведены основные подходы, которыми нужно руководствоваться учреждениям культуры в ходе проведения этой работы, в конечном итоге от ее результатов будет зависеть размер финансового обеспечения для выполнения государственного (муниципального) задания. Базовый перечень государственных услуг (работ) Базовый перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере культуры, искусства, архивного дела, историко-культурного наследия, утвержден приказом Минкультуры России от 25.10.2010 № 659 (далее — Базовый перечень услуг). Для театров, концертных организаций, филармоний, цирковых организаций, организаций в сфере народного творчества выделяются два вида госуслуг: · создание и показ спектаклей, концертных, цирковых и иных зрелищных программ; · проведение тематических фестивалей, выставок, конкурсов и т. п. Деятельность библиотек подразделяется на следующие виды: · работа по формированию и учету фондов библиотек; · работа по библиографической обработке документов; · работа по организации каталогов; · работа по обеспечению физического сохранения и безопасности фонда библиотеки; · услуга по осуществлению библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей. Деятельность музеев предлагается разделять на работу по хранению, изучению и обеспечению сохранности предметов Музейного фонда Российской Федерации и публичный показ музейных коллекций и предметов. В деятельности государственных архивов предлагается выделять: § работу по обеспечению сохранности и учету архивных документов; § работу по комплектованию архивными документами; § работу по созданию справочно-поисковых систем к архивным документам; § государственную услугу по предоставлению архивных документов. Показатели объема и качества государственных услуг Основные требования к процедурам оказания государственных услуг, а также методы оценки их качества в учреждениях культуры содержатся в следующих нормативных правовых актах: · Основы законодательства Российской Федерации о культуре · от 09.10.1992 № 3612-1; · Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле"; · Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде · Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"; · Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; · Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Кроме того, на уровне субъектов РФ* разработаны стандарты качества оказаниях государственных услуг в области культуры. Все указанные нормативные правовые акты содержат определенные подходы к оценке деятельности государственных учреждений культуры в части оказания госуслуг. Обобщив эти подходы, можно выделить оптимальные показатели объема и качества оказания госуслуг, которые рекомендуется использовать в проектах государственных заданий. Рекомендуемые показатели объема и качества государственных услуг в области культуры
Показатели оказания государственных услуг
Показатели объема
Показатели качества
Наименование
Ед. изм.
Наименование
Ед. изм.
Количество посетителей или изменение численности посетителей по сравнению с предыдущим годом
Чел. %
Охват населения услугами учреждений культуры (процент посетителей от общей численности жителей обслуживаемой территории)
%
Количество культурно-досуговых мероприятий, проведенных учреждением культуры за год
Ед.
Доля культурно-досуговых мероприятий, рассчитанных на обслуживание менее защищенных социально-возрастных групп (детей и подростков, пенсионеров, инвалидов и т. п.), от общего числа проводимых мероприятий
%
Посещаемость мероприятий, проведенных учреждением культуры
Количество посетителей/1 тыс. жителей
Доля новых форм культурного обслуживания посетителей в общем количестве предоставляемых профильных услуг
%
Количество бесплатных культурно-досуговых мероприятий из расчета на одного специалиста
Ед.
Обновление репертуара, экспозиций
Кроме того, для определенных видов учреждений культуры можно выделить специфические требования и показатели качества оказания госуслуг: · для библиотек — отношение объема электронного каталога к общему количеству книжного фонда (%), книгообеспеченность (среднее количество книг, приходящихся на одного пользователя, ед.), доля специализированных изданий для слепых в общем фонде (%); · для музеев — процент ежегодно экспонируемых музейных предметов и музейных коллекций; процент музейных предметов, внесенных в электронный каталог; доля музейных предметов, требующих реставрации; · для театров — средняя посещаемость мероприятий во время гастролей (чел.), интенсивность обновления репертуара (новые постановки, ед.); наполняемость основного зала на стационаре в среднем на 1 спектакль (%); · для госархивов — средний срок исполнения заказа на выдачу документа, рассчитываемый ежемесячно по данным бланков (дн.). Расчет нормативов затрат на оказание государственных услуг (работ) При решении вопроса об отнесении госучреждения культуры к тому или иному типу — бюджетному, автономному или казенному — используются следующие критерии: · доходы от уставной и предпринимательской деятельности, тыс. руб.; · среднее число посетителей на одном платном мероприятии, чел.; · удельный вес бюджетного финансового обеспечения деятельности учреждения культуры за год, %; · средняя зарплата работника культурно-досугового учреждения (руб. в месяц) и ее уровень по сравнению со среднемесячной заработной платой в отрасли, %. Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания может быть изменен в течение срока его выполнения в случае изменения объема затрат, связанных с оказанием услуг, количества их потребителей или расходов на содержание особо ценного движимого имущества государственного учреждения. Суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания, не использованные госучреждением в текущем финансовом году в связи с недовыполнением государственного задания, связанным в т. ч. с намеренным завышением количества потребителей госуслуг, подлежат возврату в бюджет в соответствии с действующим законодательством. Большинство услуг в сфере культуры оказывается за плату через входные билеты (музеи, театры, выставочные центры, зоопарки, цирки и т. д.). Общая методология расчета затрат на оказание таких услуг предложена в приказе Минфина России от 30.08.2010 № 423 "Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, для граждан и юридических лиц". Особенности расчетов нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в учреждениях культуры связаны с необходимостью использования положений ряда отраслевых актов. · Нормативные затраты на комплектование библиотечных фондов. · Затраты на приобретение и изготовление декораций, оборудования, пошив костюмов, репетиционно-постановочные услуги. · Нормативные затраты на организацию и проведение культурно-просветительных мероприятий в государственных музеях. |