Советы практиков помогут без ошибок восстановить НДС при переходе на «упрощенку»

Компании, которые переходят на «упрощенку», должны восстановить НДС, который ранее был принят к вычету. Налог восстанавливают в том периоде, который предшествует смене режима. То есть в четвертом квартале. Наша читательница главный бухгалтер Мария Андреева привела алгоритм, который позволит ничего не упустить при восстановлении НДС и не нарваться на претензии налоговой инспекции.

Проблема восстановления НДС перед переходом на «упрощенку» вызывает у моих коллег немало вопросов. Надо определиться, как рассчитать сумму налога, что делать с авансовым НДС, к каким затратам отнести восстановленный налог и какими проводками все учесть. Я разработала для себя определенный алгоритм в несколько этапов. Вот он.

ЭТАП 1. Рассчитать НДС к восстановлению .

Если в компании на момент перехода на «упрощенку» числились нереализованные товары, по которым был получен вычет НДС, налог надо восстановить. Это требование подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ. Оно распространяется также на основные средства, нематериальные активы и имущественные права.

Налог по товарам и материалам, оставшимся на конец года, рассчитать несложно. Сумма остатка просто умножается на ставку НДС, которая относится к ним. Причем, если вычет компания получила по ставке 0 процентов, для расчета надо брать именно ее.

По основным средствам и нематериальным активам расчет ведется по-другому. Ранее принятый к вычету налог восстанавливают в сумме, которая пропорциональна остаточной или балансовой стоимости без учета переоценки. При расхождении бухгалтерского и налогового учета остаточная стоимость берется по данным бухучета.

Сумма налога по объектам капстроительства восстанавливается по остаточной стоимости, сформированной по данным бухучета. Подтверждение – в письме Минфина России от 10 июня 2009 г. № 03-11-06/2/99.

Суммы НДС по материалам и услугам, которые использовались при производстве готовой продукции, восстанавливать не надо. Даже когда сама продукция к моменту перехода на спецрежим еще не была реализована. Подобный вывод сделал Высший арбитражный суд в определении от 19 июня 2009 г. № 11995/08.

ЭТАП 2. Составить справку-расчет .

Рассчитанную сумму налога надо закрепить в справке-расчете. Документ датируется 31 декабря. Это последний день налогового периода по НДС, в котором и восстанавливается налог. Справка составляется в произвольной форме. Там приводятся реквизиты компании, содержание операций, например «Расчет НДС с остаточной стоимости основных средств», стоимость без налога, ставка НДС и сумма налога. Подписать справку может главный бухгалтер.

ЭТАП 3. Сделать проводки и подготовить декларацию .

Записи по восстановленным суммам НДС вносятся в Книгу продаж на основании счетов-фактур, по которым налог был принят к вычету. Восстановить НДС, по сути, означает доначислить его к уплате. В учете это можно сделать двумя способами. Первый вариант – «сторно». Он делается проводкой ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 . Второй способ – обратная проводка ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68. Сторнировочная запись отражает уменьшение суммы налога. А обратная проводка оправданна, когда сумма восстановленного налога больше той, которая числится на счете 19.

Еще советы.

Надо изменить договоры и правильно отнести восстановленный налог на расходы

Игорь БОГОМОЛОВ, лектор, руководитель управления проектной работы департамента налогов и права УК «Независимые директора»:

– Важно правильно учесть в расходах суммы восстановленного налога. Они списываются в состав прочих по статье 264 НК РФ. В бухгалтерском учете налог, который восстановила компания, относят к прочим расходам по пунк- ту 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

Спорный вопрос – восстанавливать ли НДС по похищенному имуществу. Есть немало разъяснений, из которых следует, что это делать необходимо. Например, такое мнение озвучено в . Но все-таки в Налоговом кодексе нет прямой нормы, которая требует в таких ситуациях восстанавливать налог.

Виктория ЦИРУЛЬНИКОВА, главный бухгалтер ООО «Ниса»:

– Если в организации есть договоры, которые будут действовать и в период применения «упрощенки», желательно их проверить и при необходимости внести изменения. Так, если в договоре прописана цена с учетом НДС, а компания не планирует выставлять счета-фактуры и платить НДС, надо подготовить дополнительное соглашение.

У меня был интересный опыт по переходу на «упрощенку». В конце года, еще работая на основном режиме, мы приобрели имущество. Оно было куплено у физлиц, то есть в составе стоимости НДС не было. Восстанавливать было нечего. Налоговая инспекция начала допытываться, почему мы не восстановили НДС. Я подготовила письменный ответ, где так и написала: к возмещению налога не было, значит, нет и к восстановлению. Объяснения налоговики приняли.

Статья напечатана в журнале "Семинар для бухгалтера" № 11, 2010


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей