За несоблюдение требований к качеству продукции предприятие могут наказать. Подтверждает это постановление ФАС Волго-Вятского округа от 1 февраля 2011 г. по делу № А43-19964/2010. Причем законодательно предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Избежать ошибок и, соответственно, санкций сельхозпредприятию поможет наш материал… Требования к качеству продукции Общие правила, которым должно соответствовать качество товара, устанавливает Гражданский кодекс РФ. Так, из статьи 469 следует, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого идентично оговоренному в договоре купли-продажи. Если такое условие в договоре отсутствует, то передаваемая продукция должна быть пригодна для тех целей, для которых ее обычно используют. Если в отношении товара законодательством установлены обязательные требования, то он должен им соответствовать. Критерий качества может определяться сроком годности. Причем в отношении некоторых видов товаров его обязательно надо указывать. Это следует из пункта 1 статьи 472 Гражданского кодекса РФ. Конкретные виды продукции определяются законодательством. Так, определять срок годности необходимо в отношении продуктов питания – пункт 4 статьи 5 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Помимо общих требований к качеству существует ряд норм, которые учитывают специфику производства продовольственных товаров. Такие нормы предусматривает, в частности, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Статья 15 данного закона определяет санитарные требования к пищевым продуктам, добавкам, продовольственному сырью. Отраслевую специфику учитывают Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», Федеральный закон от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений». Отметим, что изначально большинство специальных требований к качеству пищевых продуктов, которые обязаны соблюдать и сельхозпроизводители, были закреплены в Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон о качестве). В дальнейшем приоритет перешел к Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании). В настоящее время действуют оба закона. Однако сфера регулирования Закона о качестве постепенно сужается за счет принятия технических регламентов. Помимо требований, установленных на уровне федеральных законов, существуют ГОСТы и СанПиНы. Они определяют обязательные требования к тем видам продукции, в отношении которых еще не приняты технические регламенты. Продукция должна подтверждаться на соответствие Закон о техническом регулировании выделяет две формы подтверждения: – принятие декларации о соответствии (декларирование соответствия); – обязательная сертификация. Подтверждение на соответствие проводится в случаях, предусмотренных соответствующим техническим регламентом. Этим же регламентом должны определяться формы и схемы такого подтверждения. В настоящее время принято весьма ограниченное количество технических регламентов. Применительно к сфере сельского хозяйства можно выделить: – Технический регламент на молоко и молочную продукцию (Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ); – Технический регламент на масложировую продукцию (Федеральный закон от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ); – Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (Федеральный закон от 27 октября 2010 г. № 178-ФЗ); – Технический регламент на табачную продукцию (Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ). Особо отметим, что требования данных регламентов имеют приоритет по отношению к положениям Закона о качестве. Что же касается тех видов сельскохозяйственной продукции, в отношении которой соответствующие технические регламенты еще не приняты, то здесь необходимо иметь в виду следующее. Пунктом 3 статьи 46 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что Правительством РФ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются: – Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации; – Единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. В настоящее время Правительством РФ принято постановление от 1 декабря 2009 г. № 982. В нем данные перечни как раз и определены. Если говорить о сельхозпродукции, то подавляющее большинство ее видов включено в перечень, предусматривающий декларирование соответствия. Так, в этот перечень, в частности, включены: – хлебобулочные изделия; – продукция быстрозамороженная, в том числе плоды, ягоды, овощи, бахчевые культуры, полуфабрикаты овощные, грибы; – продукты из картофеля, в частности продукты из картофеля быстрозамороженные; – консервы овощные; – овощи, фрукты и грибы соленые, маринованные, квашеные, моченые (включая капусту квашеную, огурцы и помидоры соленые); – мясо свинины в тушах и полутушах; – мясо птицы (уток, гусей, индеек, цесарок) и множество других видов продукции. В отношении продукции, по которой технические регламенты не установлены, процедура соответствия проводится по правилам Закона о качестве (глава IV). Это следует из пункта 2 статьи 46 Закона о техническом регулировании. Когда наступает уголовная ответственность За нарушение требований Закона о качестве, которые привели к смерти, отравлению или возникновению болезни человека (в результате употребления некачественной продукции), предусмотрена уголовная ответственность (ст. 27 Закона о качестве). Виды наказания прописаны в статье 238 Уголовного кодекса РФ и зависят от степени тяжести наступивших негативных последствий. Так, производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, может наказываться: – штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет; – обязательными работами на срок от 120 до 180 часов; – ограничением свободы на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет. Ответственность может быть строже, если: – деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; – деяния совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет; – деяния по неосторожности повлекли причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. При наличии любого из данных обстоятельств наказание будет определяться в соответствии с частью второй статьи 238 Уголовного кодекса РФ. Таким наказанием может быть: – штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет; – лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такого штрафа. Наконец, в том случае, если последствием совершенных деяний стало наступление по неосторожности смерти двух или более человек, то это влечет за собой лишение свободы на срок от четырех до десяти лет. Основание – часть 3 статьи 238 Уголовного кодекса РФ. Административная ответственность За нарушение требований Закона о качестве предусмотрена и административная ответственность. Виды наказания в данном случае определяются ста- тьей 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Итак, если в результате проверки установлено, что предприятие продает товары, не соответствующие требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, контролеры могут вынести предупреждение. Также в данном случае возможен штраф: – от 1000 до 1500 руб. – в отношении граждан; – от 2000 до 3000 руб. – в отношении должностных лиц; – от 20 000 до 30 000 руб. – в отношении юридических лиц. Если предприятие реализует товары с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), то размеры штрафов уже выше: – от 2000 до 2500 руб. с конфискацией товаров или без таковой (для граждан); – от 4000 до 5000 руб. (для должностных лиц); – от 4000 до 5000 руб. с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой (для индивидуальных предпринимателей); – от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой (для юридических лиц). Возмещение вреда Еще одна мера ответственности – возмещение вреда, причиненного некачественной продукцией (ст. 1095–1098 Гражданского кодекса РФ). При этом стоит учесть, что такой вид ответственности применяется лишь в случаях приобретения товаров (работ, услуг) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности. Иными словами, данные статьи в первую очередь направлены на защиту интересов граждан, приобретающих товары (в нашем случае товары, производимые и реализуемые сельхозпроизводителями) для личных, семейных и иных целей, которые непосредственно не связаны с предпринимательством. Это отнюдь не значит, что юридические лица, которым была поставлена испорченная сельскохозяйственная продукция, лишены правовой защиты. Просто у этой защиты будет своя специфика, связанная, в частности, с возмещением убытков за поставку негодного к употреблению товара. Важно запомнить Качество продукции проверяют по правилам, которые определены соответствующим техрегламентом. Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №4, апрель 2011 г. |