Автокредиты возвращают былую популярность
Российский рынок автокредитования, похоже, восстанавливается после кризиса — в 2011 году при финансовой поддержке банков может быть продана почти такая же доля авто, как и три года назад. Средние ставки по автокредитам снизились до 13% годовых. По данным исследования «Русфинанс банка», доля кредитных продаж на рынке новых автомобилей в 2010 году увеличилась до 32% против падения до 25% в кризисном 2009-м. Плюс, в прошлом году на вторичном авторынке в кредит было куплено 11,4% машин. Таким образом, доля авто, купленных в кредит быстро восстанавливается до докризисных значений, но еще не достигла пика 2008 года, когда она составляла 46%. Между тем, структура рынка автокредитования уже вернулась к докризисной. Как отмечает начальник отдела разработки продуктов «Русфинанс банка» Алексей Бессонов, в 2009 году более половины автокредитов (52%) выдали Сбербанк и «Русфинанс банк», а в прошлом году доля двух этих банков снизилась до 37%, то есть к докризисному уровню 2008 года. «Дело в том, что в 2009 году Сбербанк смог значительно увеличить свою долю до примерно 35% за счет участия в госпрограмме льготного автокредитования, начавшейся в марте. Большинство же банков, включая «Русфинанс банк», смогли присоединиться к программе лишь к концу 2009 года», — пояснил снижение доли двух этих банков Алексей Бессонов. Возвращаются к докризисному уровню и ставки по кредитам. Если до начала кризиса в 2008 году банки выдавали автокредиты под 15–16%, то сейчас процентные ставки в среднем по рынку приближаются к 13–16%. Бессонов считает, что снижение кредитных ставок в 2011 году продолжится, но не более чем на 1–2 процентных пункта, после чего они стабилизируются. «Вместе с тем банки активизируют программы лояльности клиентов, развивают дополнительные сервисы, переходят на экспресс-кредитование, сокращают сроки принятия решения вплоть до 2 дней, а также увеличивают сроки погашения кредитов до 7 лет», — говорит эксперт. С ним согласен коммерческий директор по автокредитованию «БНП Париба» Виталий Пыхтин. «Мы ожидаем некоторого снижения средних процентных ставок на рынке, но кардинальных изменений мы не предполагаем», — заявил он. Согласно предварительным оценкам, из примерно 1,9 млн купленных в 2010 году новых авто, почти 10% было приобретено с помощью льготных кредитов. По мнению аналитика ИК «Капитал Инвест» Сергея Ковальцева, с одной стороны, программа льготного кредитования показала свой положительный эффект, но одновременно она становится слишком накладной для государства. Поэтому эксперт предполагает, что с 2012 года программа льготного автокредитования может несколько измениться. Алексей Бессонов считает, что отмена программы льготного автокредитования приведет к снижению этого рынка примерно на 5%. Однако в целом доля кредитных машин будет расти с каждым годом, и, согласно прогнозу «Русфинанс банка», к 2015 году достигнет максимального значения в 60% на первичном авторынке, и 30% — на вторичном. «От сворачивания госпрограммы негативные последствия вполне возможны, так как клиенты не готовы брать кредиты под «реальный» процент (в настоящее время кредит дотируется государством на две трети). Можно предположить, что банки представят свои предложения, сопоставимые с условиями госпрограммы», — считает Виталий Пыхтин. Но пока все остается на своих местах. В декабре правительство продлило программу на 2011 год, оставив неизменными ее условия (в частности, минимальная величина предоплаты за приобретаемые автомобили составляет 15% от их стоимости, а максимальная стоимость авто — 600 тысяч рублей). Из федерального бюджета на эти цели выделено 2,7 млрд рублей, которыми предполагается профинансировать 150 тысяч кредитов. По данным Минпромторга, сейчас в программе льготного кредитования участвуют 114 банков. Некоторые из них существенно активизировались в этом сегменте. «Автокредитный портфель у нас вырос в 10 раз по объему выданных кредитов в 2010 по сравнению с 2009 годом и на конец года составил более 4,5 млрд рублей», — заявил Виталий Пыхтин. По его мнению, в 2011 году будут происходить количественные и качественные изменения на рынке кредитования. «Доля кредитных машин составит не менее 40% в общем объеме продаваемых новых легковых автомобилей, в том числе благодаря ослаблению критериев оценки и требований к потенциальным заемщикам», — прогнозирует менеджер. Он также добавил, что в настоящее время средний размер кредита «БНП Париба» составляет 430 тысяч рублей при сроке до 48 месяцев, а в портфеле банка есть кредиты, предоставленные по ставке ниже 13%, в том числе в рамках программы промо-продуктов и госпрограммы автокредитования. Замруководителя компании «Автоброкер плюс» Геннадий Королев прогнозирует, что в ближайшие несколько лет серьезную конкуренцию государственному льготному автокредитованию составят программы кредитования зарубежных автопроизводителей. Кредиты под очень низкий процент можно будет получить в корпоративных банках самих зарубежных автокомпаний. Сейчас эти кредитные организации начинают проводить агрессивную экспансию в регионы, а значит, можно ожидать, что их программы потеснят все остальные. Так, 25 ноября прошлого года в России официально начал работу Фольксваген Банк, который считается крупнейшим в Европе «автомобильным» банком. Причем Фольксваген Банк — далеко не первая финансовая «дочка» зарубежных автоконцернов, работающая в России. Пионером три года назад стала Toyota, затем свои банковские структуры в России открыли Mercedes-Benz, BMW, Mitsubishi, Daimler и Peugeot-Sitroёn. Renault-Nissan также намерен создать в нашей стране «дочку» Renault Credit International Banque. Как подтвердил директор по маркетингу салона «Атлант-М Бажова» (торгует автомобилями VW) Евгений Созин, Фольксваген Банк уже обслуживает юрлиц, а в скором будущем начнет работать и с физическими лицами. Он также уверяет, что уже сегодня кредитные программы банка достаточно разнообразны, а статистика показывает, что чем ниже цена автомобиля, тем чаще при его покупке берется кредит. «При предоставлении кредита все пропорционально степени доверия между клиентом и банком. Можно собрать кучу документов и получить кредит дешевле, а платежи по нему — меньше. А можно, наоборот, сэкономить время на сборе документов, но тогда кредит обойдется дороже», — заявил менеджер. Впрочем, Алексей Бессонов уверен, что собственные финансовые компании автопроизводителей уже начинают вытеснять универсальные банки с российского рынка автокредитования. По его данным, в 2010 году кэптивные банки выдали около четверти всех автокредитов. А к 2015 году их доля на российском рынке, по прогнозу «Русфинанс банка», вырастет до 50%. По словам эксперта, рост доли кэптивных банков усиливает конкуренцию на рынке автокредитования. В результате, классические банки будут вынуждены обращать внимание на экспресс-кредитование, а экспресс-банки — на рынок подержанных автомобилей. |
Другие новости по теме:
|
Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей
|
|