Алексея Кудрина не устроил план Минэкономразвития
Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин «лишил права на жизнь» сценарий развития экономики, разработанный в Мирэкономразвития, и заявил о необходимости ускорения темпов экономического роста в России до 6-7% в год. Экономисты с амбициями министра в целом согласны. Инновационный сценарий развития экономики страны, подготовленный Минэкономразвития, предусматривает сохранение дефицита бюджета до 2% ВВП до 2020 года при цене на нефть около 100 долларов за баррель. «Я считаю, что такой прогноз инновационного варианта, который подготовило Минэкономразвития, не имеет права на жизнь, и нам придется его сейчас переделывать», — сказал Кудрин на Красноярском экономическом форуме. Глава Минфина пояснил, что такой сценарий несет для российской экономики еще большие риски, чем были до кризиса. Напомним, на прошлой неделе Минэкономразвития внесло в правительство два сценария: инновационный и инерционный. Согласно инновационному сценарию экономика будет расти на 4–4,2% в год в течение ближайших лет, а доля высокотехнологичного сектора увеличится вдвое. Но это потребует сохранения дефицита бюджета в размере 2–3% ВВП до 2025 года, а госдолг России после 2025 года превысит 30% ВВП. В 2010 году дефицит бюджета России составил 3,9% ВВП, а рост экономики, как сообщил в середине января глава правительства Владимир Путин, — 3,8% (против сокращения на 7,9% в 2009 году) при росте промпроизводства на 8,3%. Реальных доходов населения показали рост на 3,9%. Отметим, что международные эксперты дают и более высокие оценки. Так, аналитики Euromonitor сообщили, что реальный рост российского ВВП в прошлом году составил 4,4%, что выше среднего уровня по Восточной Европе (3%).
В 2011 году рост экономики, согласно прогнозам, продолжился. Как сообщила накануне глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, ВВП в январе 2011 года вырос на 4,3% по сравнению с январем 2010 года. По расчетам правительства, в целом за год рост валового продукта составит более 4-х процентов, а дефицит бюджета при запланированной цене барреля нефти на уровне 75 долларов уменьшится до 3,5% ВВП. Но Кудрин считает, что России необходимо увеличить темпы роста ВВП до 6-7% в год, то есть до уровня докризисного десятилетия. Он уточнил, что в ближайшие годы планируется устойчивый рост экономики на уровне около 4%, однако этого недостаточно. Кстати, в октябре министр заявлял, что экономика России в 2014–2017 годах может выйти на темпы роста в 7–8% в год.
Проблема как всегда в акцентах и в желании Алексея Кудрина не допустить чрезмерных расходов, которые спровоцируют лишние проценты инфляции. «Наши расхождения с Минэкономразвития заключаются в том, что они предлагают сохранять дефицит бюджета в долгосрочной перспективе, наращивать госдолг и за счет этого финансировать госрасходы в большом объеме. Политика Минфина отличается: мы настаиваем на сбалансированном бюджете к 2015 году», — заявил на экономическом форуме замминистра финансов Сергей Новак. В противовес этому в Минэкономразвития считают, что если приоритетом правительства станет бездефицитный бюджет к 2015 году, то среднегодовые темпы роста ВВП могут составить 2,9%, что не отвечает задаче инновационного развития. «Сценарий, который сейчас реализуется, он держится лишь на слове «инновационный». Но никаких эффектов от инноваций мы пока не видели. А 3–4% роста в год — это лишь на 1,5% выше, чем общемировые темпы роста экономики. Но такие темпы не позволят совершить стране рывок», — заявил гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. По его мнению, трудно сказать какой сценарий — Минфина или Минэконмразвития — окажется более реалистичным и будет реализован. Но эксперт утверждает: «Теоретически мы можем расти и выше 6–7% в год, а ради каких-то 3–4% затевать всю эту бодягу с инновациями — даже не стоит».
Главный экономист УК «Русь-Капитал» Алексей Логвин больше согласен с аргументами главы Минфина. «Кудрин прав и, скорее всего, обеспечить ежегодный рост в 6–7% вполне возможно. К тому же, учитывая нашу зависимость от сырьевых рынков, и при той ситуации, которая на них складывается, надеяться на то, что нефть будет на таких же высоких уровнях как сегодня, а не упадет до 35 долларов, как два года назад — это безумие», — заявил экономист. По его словам, запланированные Минэкономразвития при инновационном сценарии развития темпы роста носят очень скромный характер, и экономика способна расти на 3–4% в год «естественным путем, если вообще ничего не делать и никаких попыток по модернизации не предпринимать». «На самом деле, у нас есть очень большой резерв по ускорению темпов экономического развития и он в значительной мере связан с тем, что производительность труда во многих отраслях экономики в разы ниже, чем в развитых странах», — комментирует экономист. И роль государства состоит в обеспечении условий для ведения бизнеса и создании разумных инструментов регулирования. Прежде всего, речь идет о снятии административных барьеров, снижении расходов и создании благоприятного экономического климата. Но для этого больших расходов не надо. «Какие могут быть расходы на то, чтобы создать независимый суд?» — задает риторически вопрос экономист. «Если в Минэкономразвития готовы показать, что от «Сколково» и «Роснано» есть какой-то эффект, то тогда можно наращивать дефицит, но пока эти проекты больше похожи на потемкинские деревни», — иронизирует Алексей Логвин.
В значительной степени достижение более высоких темпов экономического роста — это также вопрос инвестиций, с которыми пока не густо. При этом иностранный бизнес не только не стремится в страну, но и зачастую выводит из России капиталы. Так, позавчера стало известно о намерении Группы Barclays продать свою российскую «дочку» «Барклайс Банк», а вчера начала «исход из России» нидерландская группа Rabobank. Будущее покажет — это начало тенденции или частный случай. Но, как с сожалением констатировал Алексей Кудрин, объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2010 году снизился в 1,5 раза до 12–14 млрд долларов. «Это мало, в лучшие годы доходило до 27 млрд долларов», — посетовал министр. Правда, в правительстве надеются на лучшее. Как заявил во вторник помощник президента Аркадий Дворкович, Россия хочет привлечь долгосрочные зарубежные инвестиции, в том числе соседей на Дальнем Востоке — из Кореи и Японии, — и с их помощью реализовывать новые инфраструктурные проекты, связанные в том числе с развитием железных дорог в Дальневосточном федеральном округе. «То, что у иностранного капитала нет большого интереса вкладывать средства в Россию, — такая проблема существует. Но если открыть любой рейтинг, то можно увидеть, что за последние годы позиции России в нем с точки зрения комфортности ведения бизнеса ухудшилось. Поэтому дело в этом, а не в том, что инвестировать здесь не выгодно», — полагает Логвин. Он также отмечает, что судя по январской информации, ситуация с инвестициями не улучшается, хотя оценить их общий объем в 2011 году пока сложно. «Наши крупнейшие предприятия увеличили инвестиционные бюджеты на этот год, а с иностранцами еще не ясно, так как слишком мало информации. Поэтому остается надеяться, что по году общий объем инвестиций в экономику будет не меньше, чем годом ранее», — заключил Алексей Логвин. |
Другие новости по теме:
|
Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей
|
|