Строительство газопровода Nabucco West. Фото: nabucco-pipeline.com Сегодня в Греции фактически решится судьба одного из самых громких газопроводных проектов последних лет — Nabucco. Правда решаться она будет без участия представителей самой компании. Дело в том, что 26 июня греческий премьер-министром Антонис Самарас встретился с представителями Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) и азербайджанской «дочки» ВР. Цель встречи — подведение итогов по выбору маршрута экспорта азербайджанского газа в Европу. И итоги эти совсем не в пользу Nabucco. Вместо него газ с одного из крупнейших азербайджанских месторождений «Шахдениз» пойдет в Европу по Трансадриатическому газопроводу. Как ожидается, греческие власти и нефтяник в ближайшее время официально подпишут соответствующее соглашение. Об этом, сообщает итальянское агентство ANSA. Прямым подтверждением этому является и последнее заявление австрийской компании OMV, являющейся акционером и основателем Nabucco Gas Pipeline International GmbH. «Консорциум по второй стадии разработки месторождения «Шахдениз» не выбрал проект Nabucco West в качестве маршрута транспортировки», — говорится в ее сообщении. Именно это месторождение рассматривалось в качестве основного источника сырья для трубопроводного проекта. Nabucco преследуют трудности с самого начала. Азербайджан действительно рассматривался в качестве первого и основного поставщика газа. Однако страна гарантировала ежегодные поставки лишь на уровне 10 млрд куб. м. Для сравнения, проектная емкость газопровода составляла 31 млрд куб. м., то есть он был бы загружен в лучшем случае на треть. В результате руководство проекта несколько раз переносило сроки принятия инвестиционного решения, параллельно ища других поставщиков. Варианты рассматривались различные, вплоть до Ирака или Ирана. Но договориться не удалось ни с кем. Одновременно росла стоимость Nabucco. Если сперва акционеры были готовы вложить в его строительство 8 млрд евро, то к концу 2011 года бюджет вырос почти вдвое до 15 млрд евро. В результате из проекта начали уходить акционеры. Сперва его критиковали венгерские нефтяные компании, а в апреле свою долю в Nabucco продала немецкая RWE. Проект не реанимировала даже разработка «укороченной версии» — Nabucco-West. Протяженность «обновленного» трубопровода должна составить лишь 1,3 тысячи км против 3,9 тысячи км. Начальной точкой газопровода предполагается сделать не прикаспийский регион, а турецко-болгарскую границу. Конечной — одну из газовый станций в Австрии. Однако, даже с учетом снижения мощности Nabucco-West, руководство проекта за несколько лет так и не смогло найти для него газ. Это можно считать фактически смертью Nabucco, отмечает директор по развитию Argus Media Вячеслав Мищенко. Найти другого поставщика газа в течение ближайших нескольких лет будет практически невозможно. «Трансадриатический газопровод более привлекателен. Его длина чуть больше 500 км, а у Азербайджана уже есть опыт работы на рынке Южной Европы. Недавно ГНКАР выиграла конкурс на покупку греческой Depa, возможна она видит синергию между этими проектами», — допускает эксперт. Проект Трансадриатического газопровода призван транспортировать газ из Каспийского региона через Грецию, Албанию и через Адриатическое море на юг Италии, и далее - в Западную Европу. Первоначальная мощность трубопровода составит 10 млрд куб. м. в год с возможностью расширения до 20 млрд куб. м. Мажоритариями проекта являются швейцарская AXPO и норвежская Statoil контролирующие по 42,5% акций, остальные бумаги принадлежат немецкой E.ON Ruhrgas. О своем возможном присоединении к проекту в качестве акционера ранее аявила также европейская группа газовой инфраструктуры Fluxys.
Оптимист 27 июня 08:43 Два раза прочитал и не понял почему мы радуемся. Где выгода России от другого маршрута? Ответить Ссылка
[img=left]http://www.bfm.ru/stat.php?document_id=220498[/img] |