Минкульт оценил «феномен Манежной» в 100 млрд рублей
Министр культуры Александр Авдеев жалуется на недофинансирование отрасли. ему советуют эффективно расходовать средства. Министерству культуры России не хватает бюджетных денег. «Минимум на культуру нужно 200 млрд рублей, а сейчас выделяется 88-89 [млрд рублей], значительная часть из которых идет на две великие стройки — Мариинский театр и Большой театр», — объяснил Александр Авдеев на парламентских слушаниях, посвященных вопросам художественного образования. В России на культуру из бюджета выделяется 0,75% от общих расходов, в то время как в других странах этот показатель составляет не менее 2%. «Из базисной недооценки культуры происходит то, что мы называем «феноменом Манежной площади»,— сделал выводы глава Минкульта. Авдеев напомнил о бедственном состоянии системы художественного образования в России: 15% зданий находятся в аварийном состоянии, средняя зарплата преподавателей ниже прожиточного минимума. К культуре в России относятся, по словам министра, «как к приемной дочке или сыну в плохой семье». Министр призвал внести дополнительные поправки в новый базовый законопроект об образовании: поднять финансирование, сделать второе высшее образование в сфере культуры бесплатным, ввести единую форму сертификата об окончании детской школы искусств, закрепить статус профильных университетов, академий и организаций предпрофильного образования. Повышение бюджетного финансирования культуры в России до 200 млрд рублей — это не вопрос ближайшей перспективы, заявил председатель Комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев. «Это пожелание на будущее, которое помогло бы решить имеющиеся проблемы, но на ближайшую перспективу, 2012 и 2013 годы, такие цифры не рассматриваются, — говорит депутат. — Но даже при таком недофинансировании культуры нам удалось увеличить расходы на нее на 10%». «Примерно год назад победили военные — военным существенно прибавили зарплату, — говорит профессор ГУ ВШЭ и РГГУ Иван Родионов, — сейчас будут пытаться получить [повышение зарплаты] библиотекари, работники музеев, работники театров. Понятно, что все равно денег на это не хватит». После кризиса федеральный бюджет стал дефицитным, в частности, из-за того, что существенная часть денег была потрачена на поддержку банковской системы, отмечает Родионов. Темпы снижения дефицита в ближайшие три года, скорее всего, не позволят достичь докризисного уровня, отмечает Надежда Скнарина, руководитель отдела организации бюджетного процесса и межбюджетных отношений департамента госконсалтинга АКГ «Развитие бизнес-систем». «Учитывая изложенное, в федеральном бюджете при сохраняющемся уровне доходов объективно отсутствует возможность увеличения в два-три раза расходов на культуру, — говорит эксперт. — Стоит задача адаптировать бюджетные расходы к новому уровню доходов, так как финансирование дефицита и, соответственно, рост госдолга негативно отразится на экономическом развитии РФ». Пока же цены на нефть, которая фактически составляет половину доходов государства, не снижаются, и это большой плюс и для государства, и для нашей культуры, говорит Ольга Пономарёва, управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес проектам». Кроме того, в 2011 году были повышены налоги. «Не раздувать бюджеты, а эффективней использовать выделяемые из бюджета миллиарды рублей» «Похоже, лидеры нашего государства решили, что Министерство культуры и все культурные люди должны сделать первый шаг в борьбе с коррупцией. И не раздувать бюджеты, а эффективней использовать выделяемые из бюджета миллиарды рублей», — говорит Ольга Пономарева. Между тем, Министерство культуры, его региональные подразделения — одни из «завсегдатаев» отчетов Счетной палаты о неэффективных или бесконтрольных расходах бюджетных средств. Так, в конце января проверка учреждений Министерства культуры Башкирии, проведенная местной Контрольно-счетной палатой, выявила более 8 млн рублей необоснованных выплат зарплаты, надбавок и материальной помощи начальникам учреждений культуры. Суммарное нецелевое, неэффективное и необоснованное использование бюджетных и внебюджетных средств, а также государственной собственности составило 135 млн рублей. Ранее, в конце 2010 года, областное отделение СП Самарской области выявило неэффективную трату Министерством культуры Самарской области средств бюджета на концерты дирижера Валерия Гергиева в Самарском театре оперы и балета: первый концерт в 2008 году был приурочен к празднованию открытия театра и потрачено на него было 3 млн рублей из областного бюджета, другие два концерта обошлись областному бюджету в 6 млн рублей каждый. В том же месяце проведенная Счетной палатой проверка музея-заповедника «Кижи» выявила неэффективное использование бюджетных средств на сумму 64 млн рублей. «На мой взгляд, если исключить коррупционную составляющую, победу в тендерах своих «представителей культуры», то необходимости в повышении прозрачности каналов финансирования культуры нет, — считает Ольга Пономарева, управляющий партнер «Содействия бизнес проектам». — Министр культуры по каким-то причинам не гарантирует прозрачности финансирования культуры, потому что если бы она была, то он бы воспользовался опытом британских коллег, которые за счет национальной лотереи смогли собрать треть необходимых средств на реставрацию Королевской оперы «Ковент-Гарден». У нас же зачастую финансирование культуры используется для отмывания средств и откатов. Знаменитая своей коррупционной составляющей реставрация Большого театра, которая стоила бюджету государства 500 млн долларов и нескольких уголовных дел». Впрочем, даже если повысить эффективность трат и сами объемы бюджетного финансирования Минкульта, стесненность в средствах будет сложно преодолеть, считает исполнительный директор Центра развития государственно-частного партнерства Николай Студеникин. «Независимо от того, будет ли это 0,9% или 1,5% от общего бюджета, требуются все более весомые суммы только на поддержание многочисленных объектов культурной сферы — музеев, памятников, галерей, театров, усадеб и т.д., не говоря уже о развитии в целом, — указывает эксперт. — Единственный путь привлечения средств для содержания и обустройства этих объектов — это модели государственно-частного партнерства. В России уже есть первые примеры, когда на основе таких моделей восстанавливаются и обустраиваются усадьбы, проводится реконструкция музеев. В странах Европы такого рода партнерство власти и бизнеса реализуется на основе доверительного управления и концессии». |
Другие новости по теме:
|
Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей
|
|