«Индекс Иванова»: пессимист, который боится планировать траты



«Индекс Иванова»: пессимист, который боится планировать траты Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

Каждый второй россиян является типичным представителем среднего класса, такой вывод следует из опубликованного исследования Sberbank Investment Research (аналитическое подразделение Сбербанка) по состоянию потребительского рынка России.

«Иванов» символизирует средний класс, поясняют авторы исследования — коллектив аналитиков под руководством Энди Смита. Согласно полученным данным, 55% российских семей — «Ивановы».

Цена входного билета — 15 тысяч долларов; именно таким ежегодным доходом должна обладать российская семья, чтобы считаться средним классом. Исходя из этого показателя, в Бразилии к среднему классу можно отнести только 30% населения; в Китае — 21, а в Индии и вовсе 11%. Россия опережает и другие развивающиеся рынки по числу обеспеченных семей с доходом выше 50 тысяч долларов в год. Этому критерию соответствует 15% домохозяйств страны. В Бразилии, Китае и Индии эта доля составляет 5%, 2% и 1% соответственно. Для того, чтобы наверстать разрыв, этим странам понадобится, по меньшей мере, 10-15 лет.

Европейским странам по уровню потребления российские «Ивановы» проигрывают, зато готовы «ответить количеством».

Дело в том, что российская база потребителей — самая большая в Европе. Отчасти благодаря этому к 2020 году Россия выйдет на первое место в Европе по величине потребительского рынка, опередив Германию, и на четвертое место в мире. А к 2025 году объем потребительского сектора страны достигнет 3 трлн долларов против 700 млрд долларов в 2012 году.

Такая динамика открывает огромные перспективы для инвесторов, считают эксперты банка. «Российские потребительский сектор с учетом отраслей, ориентированных на уровень потребления, оценивается в среднем на 25–50% дешевле аналогичных секторов в других странах БРИК. При этом в среднесрочной перспективе прибыль в этих отраслях будет стремительно расти — более чем на 20% в год», — прогнозирует стратег Sberbank Investment Research Энди Смит.

По словам эксперта, лучшими ставками на рост российского потребительского рынка станут акции «Магнита», Yandex, «Мегафона», «Эталона», «Аэрофлота» и Sollers.

Знакомьтесь, «Ивановы»

Еще одним из результатов исследования стало создание «Индекса Иванова». Этот индикатор будет обновляться каждые два месяца, и позволяет оценить изменения настроений российских потребителей.

В первом опросе для расчета индекса приняли участие 2300 респондентов из 164 городов с населением более 100 тысяч человек, в возрасте от 18 до 65 лет. Респондентам предлагалось ответить всего на два вопроса: ухудшились или улучшились экономические условия, на их взгляд, и как это повлияет на потребление товаров и услуг.

Согласно полученным данным за январь 2013 года, базовое значение индекса составило 4%. Для сравнения: индекс потребительского доверия, рассчитываемый Росстатом за это же время, составил 8%.

В этом отношении Россия уже проигрывает другим развивающимся странам. Согласно представленной ранее статистике Credit Suisse Research, лишь 22% россиян верят в то, что их финансовое состояние в ближайшие полгода улучшится. Для сравнения, в Бразилии и Китае число оптимистов составляет 66% и 44% соответственно.

Исторически сложилось, что большинство россиян — пессимисты, указывает директор проекта ФОМ-ФИН Людмила Преснякова. «За последние 20 лет в стране была целая череда кризисов. У потребителей просто не хватает знаний и уверенности, чтобы планировать свое будущее на горизонте нескольких лет», — поясняет эксперт.

Смотрят на сторону

Еще один негативный показатель — большое количество людей, готовых уехать из России в страну с более благоприятными экономическими и личностными перспективами. По данным Sberbank Investment Research, на такой шаг готово пойти 38% респондентов.

Вероятно, улучшить ситуацию могла бы борьба с коррупцией. Sberbank Investment Research. Именно ее большинство опрошенных воспринимает как один из главных «тормозов» развития экономики страны. Помимо коррупции, «Ивановых» беспокоят инфляция и безработица.

В условиях слабого оптимизма большинство россиян не планируют крупных покупок. Согласно представленным экспертами Сбербанка данным, число потребителей, задумавшихся о больших приобретениях, сократилось в январе на 28%. Росстат ранее оценивал просадку в 19%. Что касается тех потребителей, которые все же намерены совершить крупную покупку, то под таким приобретением чаще всего подразумевается автомобиль.

Кроме того, потребители становятся все более чувствительными к ценам: 37% опрошенных считают ценовую привлекательность ключевым фактором в процессе выбора. При выборе супермаркета покупатели уделяют гораздо больше внимания ценам и качеству товаров, чем внутренней планировке магазина и уровню обслуживания.

«С 2009 года количество покупателей, ориентирующихся в первую очередь на ценник, растет в среднем на 2-4% в год. Одновременно снижается число людей, ориентирующихся при покупке в первую очередь на бренд, соглашается представитель Nielsen Ольга Хриптулова.



«Индекс Иванова»: пессимист, который боится планировать траты Tweet

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей