Глава Каталонии Артур Мас, который в сентябре объявил досрочные выборы, рассчитывал получить абсолютное большинство и укрепить свои позиции в продвижении идей автономии. На деле его партия Convergencia i Unio, согласно данным подсчета 99% голосов, получила в местном парламенте 50 мест из 135 против 62 на выборах 2010 года. «Республиканские левые Каталонии» (ERC) увеличили свое представительство более чем вдвое — с 10 до 21 места. В парламент прошли еще две политические силы, также выступающие за референдум. В сумме они собрали большинство.
Получается, что Мас растерял позиции по сравнению с прошлыми выборами, поэтому ему будет сложнее взять на себя общее руководство в борьбе за независимость и против центрального правительства в Мадриде.
«Мас явно просчитался. Он продвигал повестку сепаратистов, а народ выступил за то, чтобы эти идеи реализовывали другие», — заявил Reuters Хосе Игнасио Торребланка, глава мадридского офиса Европейского совета по международным отношениям.
Мас обещал провести референдум в ближайшие четыре года. Левые из ERC готовы объявить независимость в одностороннем порядке в 2014 году, пишет Bloomberg.
Глава испанского кабинета Мариано Рахой может вздохнуть с облегчением. Рост сепаратистских настроений в Каталонии сильно осложняет жизнь центральному правительству, угрожая конституционным кризисом в свете вопросов о легитимности подобных референдумов. Правительству между тем необходимо концентрироваться на насущных экономических проблемах и принять решение о международной финансовой помощи.
Центральным властям сейчас нужно бороться с рецессией и безработицей, достигающей 25%, и одна из важнейших задач — снизить стоимость заимствований для Мадрида. Для этого необходимо убедить инвесторов в финансовой и политической стабильности Испании.
Конституция Испании признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними. Но при этом, хотя каждый из 17 регионов имеет право самоуправления, конституция закрепляет и «нерушимое единство» испанской нации.
Выступая перед сторонниками, Мас признал, что не удержал прежние позиции во власти и, хотя CiU остается крупнейшей силой в каталонском парламенте, ему потребуется поддержка других партий, чтобы проводить меры экономии. Мас пообещал, что все равно попытается устроить референдум, добавив, что «это будет сделать сложнее, но не нужно отказываться» от этой идеи.
Каталония с населением 7,5 млн человек обеспечивает пятую часть ВВП Испании, по размерам экономики регион почти не уступает Португалии. Многие местные жители считают, что экономика региона только выиграет, если все налоговые поступления будут инвестироваться в ее развитие. Центральное правительство в Мадриде собирает большую часть налоговых поступлений и возвращает средства региональным правительствам. Только Страна Басков и Наварра сохраняют историческое право автономно управлять собираемыми налогами. Когда глава Мас пришел к власти два года назад, он нацелился добиться от Мадрида таких же полномочий в налоговой сфере. Недавно премьер-министр Испании Мариано Рахой отказался Каталонии предоставить налоговую независимость.
Мас рассчитывал воспользоваться моментом на волне недовольства, которое в сентябре выплеснулось в массовые демонстрации.
«Он столько говорил о независимости, что в итоге поспособствовал успеху единственной партии, которая всегда поддерживала эту идею, — Республиканских левых (ERC)», — отметил Исмаэль Креспо (Ismael Crespo) из Института имени Ортеги-и-Гассета.
CiU всегда была умеренной националистской партией бизнеса, которая выступала за расширение автономии и самоуправление в Каталонии без отделения от Испании, пишет Reuters. Мас нарушил эту традицию в сентябре, сделав ставку на идею референдума. Считается, что он вдохновился миллионными демонстрациями в пользу отделения, которые прокатились в Барселоне.
Определенную роль могут играть и планы Шотландии провести референдум в 2014 году, а также движения за отделение Фландрии в Бельгии. Правда, волны подобных настроений могут схлынуть, если избиратели оценят экономические реалии независимости, особенно если ценой ее обретения будет выход из ЕС, подчеркивает Reuters.
Некоторые эксперты считают, что необходимость нового вступления в Евросоюз и вероятная длительность этой процедуры, поскольку Испания будет накладывать вето, может затормозить процесс отделения Каталонии от Испании.