Фото: Erik_Schlange/ flickr.com Число россиян, использующих мобильный телефон для управления своими финансами, постепенно растет. В 2012 году уже 32% наших сограждан, по крайней мере, контролируют свои средства через поступления на мобильный телефон SMS-сообщений. Это следует из итогов опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). В 2011 году через мобильный доступ контролировали свои финансы всего 20% населения страны. Сейчас к помощи сотового телефона при решении финансовых вопросов чаще всего прибегают россияне в возрасте от 25 до 34 лет. Чаще всего это делают жители Москвы и Санкт-Петербурга. Однако большинство из них по-прежнему не рискует управлять через телефон своим банковским счетом или электронным кошельком. Всего во время инициативного всероссийского опроса НАФИ были опрошены 1 тысяча 600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Самой распространенной практикой остается получение SMS-оповещений об операциях по банковской карте. Помимо этого, люди, опрошенные НАФИ, переводят средства со своего мобильного телефона на баланс другого мобильного для пополнения чужого счета — таких пользователей стало чуть больше, на 5 п.п. Оплачивают услуги со счета мобильного телефона 12% наших сограждан, против 9% в 2011 году. Мобильные банковские приложения и приложения платежных систем, позволяющие управлять через телефон своими банковскими счетами или электронными кошельками, в целом пока не слишком востребованы среди россиян. Исключение составляет население в возрасте от 18 до 24 лет, которое сегодня и является основным поклонником и потребителем дистанционных сервисов. Банкиры наблюдают тенденцию, что все больше наших граждан становятся мобильнее в вопросе управления своими финансами, но происходит это в рамках развития новых технологий и появления подобных сервисов у кредитных и некредитных организаций, считает начальник управления платежных технологий банка «Стройкредит» Валерий Рыжков. Но он подчеркивает, что на данном этапе происходит, скорее, эволюция, а не революция технологии мобильного управления финансами. А прорыв в области мобильного банкинга должен произойти в следующем году, полагает он. Должны вступить в действие положения закона о Национальной платежной системе (НПС), согласно которым банкам необходимо будет оповещать клиентов в случае проведения любой операции с использованием электронных средств платежа. Таким образом, даже если человек раз в месяц снимает деньги с карты в банкомате, он уже будет «приобщен» к современным технологиям путем получения SMS-уведомлений, и в результате показатель в 32%, которые приводит НАФИ, в следующем году должен превысить 50%, считает специалист. Если же посчитать количество активных пользователей, которые не просто получают SMS, но еще и совершают мобильные платежи, то их доля окажется значительно меньше — по оценкам самого Рыжкова, она не превысит 5% от населения России. Мобильный банк — это прогрессивная технология, но люди будут переходить на нее постепенно и не очень быстро ввиду того, что даже переход на онлайн-банкинг идет сейчас не так активно, как хотелось бы финансистам, отмечает директор департамента розничного кредитования Русстройбанка Михаил Лазаренко. По его мнению, большое число людей считает, что личный контакт с операционистами дает доступ к более качественным услугам, чем, например, дистанционное обслуживание. Еще одна причина возможного будущего «прорыва» мобильных платежей — активизация на этом рынке тройки крупнейших мобильных операторов, полагает Рыжков. Люди в массовом порядке смогут использовать свой мобильный телефон как платежный инструмент. На сегодняшний день подобные услуги предоставляются операторами очень ограниченно. Кроме того, раньше существовали законодательные ограничения по использованию телефона для проведения мобильных платежей. Но скоро сотовые операторы не станут упускать возможность использовать дополнительный сервис как способ удержания клиентов и, естественно, источник дополнительного комиссионного дохода, добавляет банкир. Мобильный Интернет, качество которого оставляет желать лучшего, также сдерживает развитие платежных сервисов и тормозит проникновение телефона в управление личными финансами, отмечет Лазаренко. Кроме того, сами банки сейчас более сконцентрированы именно на продвижении онлайн-банкинга с помощью стационарного компьютера. Видимо, это правильно, поскольку переходить с одной технологии на другую, то есть на мобильный банкинг, надо постепенно, считает он. Риск утраты средств в мобильном банкинге, конечно, есть, полагает Рыжков, но пока использование мобильных приложений не носит массового характера, поэтому даже специалисты не готовы привести примеры краж данных с мобильных банковских устройств. Мобильные платежи будут развиваться, причем параллельно с общим продвижением онлайн платежей и дистанционного обслуживания, считает Лазаренко. Правда, этот рост не будут быстрым, считает эксперт, на 5% в год.
|