Си Цзиньпин: реформатор поневоле



Си Цзиньпин: реформатор поневоле Фото: АР

На фоне общей неопределенности в глобальной экономике наконец намечается хоть какая-то ясность в двух крупнейших ее субъектах — по меньшей мере на политической арене. В США длинная избирательная кампания завершилась в конце концов переизбранием Барака Обамы. В другом полушарии съезд Коммунистической партии Китая, открывшийся в четверг, 8 ноября, должен утвердить на пост главы государства Си Цзиньпина.

Политический процесс в двух странах кардинально различается: американские политики бьются за пост на публике, в телеэфире, а будущее китайской политики решается за плотно закрытыми дверями. Но результаты равно важны для мировой экономики. Перспективы роста, занятости и инвестиций во всем мире будет в значительной мере зависеть от решений этих двух лидеров.

По общему мнению, одному из них придется труднее, чем другому. Обаме предстоит принять очень трудное решение, как ликвидировать растущий дефицит госбюджета, до того как страна окажется на краю финансового обрыва. Ему также нужно сокращать безработицу и восстанавливать конкурентоспособность экономики. Си, между тем, вроде бы в выигрышном положении. Рост в Китае замедляется, но темп его — все равно на зависть всему миру. Китайская продукция укрепляет свои позиции на мировой арене.

Но в данном случае внешняя картина может быть обманчивой, предупреждает TIME. Разумеется, Обаме нужно решать архисложные проблемы, но задачи Си не менее или даже более сложные. Обаме нужно выводить США из прошлого финансового кризиса, а Си нужно сделать все, чтобы не допустить кризиса в Китае в будущем.

Легко поддерживать высокие темпы роста, когда власти закачивают деньги в экономику для финансирования грандиозных планов госпредприятий или строительства инфраструктуры. Но такая инвестиционная модель роста неизбежно ведет к долговому кризису. Деньги используются неэффективно, уровень долга повышается, создаются избыточные мощности и в конечном итоге система рушится.

По всем признакам Китай сейчас сталкивается именно с такими проблемами. Возводятся ветроэлектростанции, но они не включены в распределительную сеть. Сотни компаний, занимающихся солнечной энергетикой, рискуют разориться. Торговые центры строятся там, где они совершенно невостребованы. Аналитик HSBC Чжимин Чжан в недавнем исследовании показал на примере проблем в стальной промышленности, как китайская модель роста рушится изнутри, несмотря на высокие итоговые результаты.

Несмотря на огромные убытки и рекордный объем обязательств (для 80 крупнейших комбинатов отрасли в первом полугодии 2012 года он достигал 445 млрд долларов), сектор продолжает расти.

Долгий роман Китая со сталью имеет большие последствия не только внутри страны, но и за ее пределами. Кроме того, это образец фрагментированной государственной отрасли, которая пытается расти сверх коммерчески оправданных мощностей и объемов выпуска. Сталелитейный сектор также обнаруживает противоречия на макро- и микроуровне экономики, свойственные китайской модели роста. С одной стороны, на макроуровне такое расширение положительно сказывается на ВВП. С другой, при этом складывается завышенный уровень мощностей, перепроизводство, долги на микроуровне — у предприятий отрасли, составляющей базу создания внеоборотных активов. Государственные сталелитейные компании могут финансировать развитие бизнеса с помощью банковских кредитов или облигационных займов, в основном с рейтингом не ниже AA, что поразительно при таких убытках в отрасли. Остерегайтесь, призывает TIME, макропоказатели не всегда отражают ситуацию на микроуровне!

Реформы, которые необходимо провести администрации Си, должны быть такими же фундаментальными, как в 1979 году при Дэне Сяопине. Тогда это была закрытая командная экономика. Дэн Сяопин инициировал политику реформ и открытости, взял курс на свертывание госсектора и рост частных предприятий. Сегодня Си необходимо вновь кардинально перестроить экономику.

Возглавляемая государством инвестиционная модель роста работает вхолостую, экономика должна стать более сбалансированной и приближенной к рынку, и необходимо упрочить принцип верховенства закона. Это не простая трансформация. Многие сильные игроки — от госпредприятий до чиновников — выигрывают при сегодняшней системе. И они могут препятствовать изменениям. Си необходимо проявить огромную политическую волю для продвижения необходимых изменений.

Среди них, по мнению обозревателей TIME, сокращение госпредприятий.

В значительной степени подъем Китая был обеспечен частным сектором: реформы Дэна Сяопина открыли мощный предпринимательский потенциал огромного населения страны. Но за последние годы тенденция развернулась. Государственные предприятия укрепляют позиции, особенно после массированной программы экономического стимулирования после кризиса 2008 года. Но госсектор существенно проигрывает в экономической эффективности и рентабельности. Без субсидий прибыли не будет, утверждают многие экономисты. То есть ресурсы государства потребляются нерационально. Так продолжаться не может. Необходимо ослабить роль госпредприятий и добиваться повышения их эффективности. Это предполагает большую открытость экономики для конкуренции.

Во-вторых, необходимо стимулировать потребление. Создание инфраструктуры, конечно, необходимо для развивающейся страны, но экономика сегодня слишком сильно зависит от инвестиций. Чтобы перебалансировать ее, нужно задействовать несколько двигателей роста. Важно стимулировать потребительский сектор, а это предполагает совершенствование системы соцобеспечения, более надежную модель пенсионного страхования. Население должно почувствовать уверенность в своих перспективах, чтобы не откладывать так много в сбережения. TIME отмечает необходимость либерализации процентных ставок.

Далее — развитие реально работающего финансового сектора.

Либерализация процентных ставок в то же время будет оказывать давление на банковскую отрасль. Сейчас они устанавливаются таким образом, чтобы банки автоматически получали прибыль. С уходом от этой модели банкам придется конкурировать и работать по рыночным, коммерческим принципам. В долгосрочном периоде это благоприятно для экономики, но в краткосрочной перспективе может вызывать дестабилизацию. Чтобы двигаться вперед, Китай должен укрепить банки и финансовые организации и подготовить их к работе в условиях более конкурентного и открытого рынка. Это будет к тому же способствовать более разумному распределению кредита и отчасти смягчать проблему избыточных мощностей.

Наконец, необходимо укрепить власть закона. Китайские политики любят говорить, что КНР — страна правил. Существуют многочисленные инструкции и законы, регламентирующие даже самые простые вопросы. Но огромная нормативная база еще не означает верховенства закона, возражает TIME.

Решения, принимаемые бюрократической системой, часто ошибочны и непоследовательны. Многие нормативы заведомо прописаны обтекаемо, что дает огромную власть чиновникам. Судебная система — просто насмешка. Все это задает высокую неопределенность, которая не способствует росту инвестиций и идет на пользу тем субъектам, которые имеют связи в политике. Если не соблюдается принцип главенства закона, любая экономика в итоге проигрывает. Китаю необходимо решить эту проблему и создать систему, где нормативы прописаны четко и применяются справедливо.

«Остается надеяться, что Си Цзиньпин осознает необходимость реформ лучше, чем его предшественник на посту председателя КНР Ху Цзиньтао, — заключает TIME. — Но о взглядах Си Цзиньпина мало что известно на самом деле. Его путь к вершине политической иерархии был результатом внутренних согласований в КПК, а это означает, что он должен был прийтись ко двору и для более либеральных, и более консервативных звеньев системы. Но верно и то, что Си должен стать реформатором. Иначе экономику страны ждет ужасное будущее. И это нехорошо ни для Си, ни для КНР, ни для мировой экономики».



Си Цзиньпин: реформатор поневоле

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей