Сторонник президента Барака Обамы радуется его победе. Фото: АP
«Америке сегодня недостает уверенности, все предпосылки для подъема есть, нужны предсказуемость, ясные перспективы и сильное деятельное руководство», — цитирует The Financial Times мнение руководителя одной из компаний.
Нынешние выборы запомнятся прежде всего как референдум по экономическому курсу или даже больше — концепции государственного управления. Унаследовав экономику в не самом благополучном состоянии, Барак Обама отказался от налоговых льгот и дерегулирования и взял курс на госзаимствования и государственное вмешательство в масштабах, невиданных с 1930-х годов. Как и Франклин Рузвельт, Обама решил спасти капитализм от самого себя, полагает The Financial Times.
Спустя четыре года падение цен на недвижимость прекратилось, уровень потребительских расходов восстанавливается. Индекс S&P с начала года вырос на 13,6%, но ощущения благополучия, необходимого «фактора комфортности», все еще нет, и компании не спешат наращивать инвестиции. По некоторым подсчетам, американские корпорации аккумулируют 1,7 трлн долларов свободных средств, которые могли бы тратить.
Есть мнение, что такая инвестиционная «забастовка» вызвана страхом перед приближающимся «финансовым обрывом»: если до 1 января не будет найдено решение, автоматическое сокращение расходных статей с 1 января и повышение налогов может столкнуть экономику обратно в рецессию.
Обозреватели уверены, что нужны другие темпы роста, создание рабочих мест и переобучение работников.
Вдвойне тревожно для инвесторов то, что перспектива резкого сжатия бюджета в США совпадает с европейским долговым кризисом на волне роста стоимости заимствований для Испании и Италии.
Как отмечает The Financial Times, в послевыборный период не исключено повторение политического тупика по сценарию лета 2011 года, когда противостояние республиканцев и демократов в Конгрессе при обсуждении предельного уровня госдолга стоило США высшего кредитного рейтинга ААА.
Для Обамы оказалось почти невозможно сломить стену сопротивления законодателей. Его проект реформы здравоохранения прошел Конгресс без единого голоса республиканцев [не получив ни одного голоса республиканцев], напоминает The Financial Times.
Во внешней политике повестка не менее сложная. В какой-то момент в предстоящие четыре года президенту придется принять судьбоносное решение в отношении ядерных амбиций Ирана. По оценкам западных спецслужб, до создания ядерных вооружений Тегерану остается как минимум год, и любая попытка приблизиться к этой цели будет обнаружена.
Соответственно, среди предполагаемых вариантов в этой ситуации — дипломатические переговоры, экономические санкции или возглавляемый США военный удар по иранским объектам в 2013-2014 году, пишет The Financial Times. В разведке уверены, что следующая администрация начнет с некой дипломатической увертюры, чтобы в 2013 году узнать намерения верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи, особенно учитывая, что срок полномочий президента-«подстрекателя» Махмуда Ахмадинежада завершается в следующем году.
На Ближнем Востоке следующая администрация будет иметь дело с последствиями арабской весны.
Еще одна тема — Китай. В последние четыре года США запоздало сделали разворот в сторону Азии, в том числе с целью противопоставить что-то растущему влиянию Пекина, если уж не повторить стратегию «сдерживания», успешно проводившуюся в отношении СССР.
Непосредственную угрозу составляют рост националистических настроений в сочетании с территориальными спорами в Южно-Китайском море, но заботой следующей администрации будет также и ослабление Японии, зажатой в тиски между «дешевизной» Китая и высокой конкурентоспособностью Южной Кореи.
В следующие четыре года, если исключить непредвиденный внешний кризис, американцы будут заняты проблемами «экономической незащищенности» и будут пытаться сохранить свое место в глобальной экономике, где передовые знания и информация являются массовым достоянием и в свободном доступе — дешевые трудовые ресурсы.
И все же ситуация для США во многих отношениях намного более благополучна, чем в Европе. Благодаря усилиям администраций Буша и Обамы рекапитализирована банковская система. Сланцевая революция позволяет существенно снизить стоимость энергоносителей и обещает промышленный ренессанс. Южный сосед, Мексика, с низким уровнем издержек становится все более конкурентоспособной против Китая, на севере — богатая ресурсами Канада. «Я более чем уверен в перспективах США», — резюмирует комментатор The Financial Times.