Фото: dr_zauberer/flickr.com Сразу две госкомпании — «Российские железные дороги» (РЖД) и «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) — объявили о возможности проведения первичного размещения. В РЖД провести IPO планируют через год. Об этом сообщил заместитель министра транспорта Алексей Цыденов. По данным Минтранса, в 2013 году предусмотрена приватизация 5% капитала транспортной монополии. Непосредственно способ допэмиссии определит правительство. Отметим, первоначальный план приватизации компании предусматривал продажу правительством до 2013 года до 25%-1 акции РЖД, однако затем он был скорректирован. При этом сам президент РЖД Владимир Якунин ранее называл его нереалистичным, подчеркивая, что приватизация монополии в ближайшее время «не принесет ничего кроме головной боли». Маловероятно, что продажа 5% акций монополии через РЖД заинтересует неспециализированное инвестиционные фонды, поскольку у бумаг будет малая ликвидность, отмечает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. «Целесообразнее было бы проводить частное размещение — либо в пользу профильных игроков, либо специализированных фондов. Пока реформа РЖД не завершена, только фонды могут полностью оценить риски, связанные с компанией», — считает эксперт. Что касается ОСК, то о возможности проведения первичного размещения акций судостроительной компании сообщил ее президент Андрей Дьячков. Согласно решению правительства, сокращение доли России в ОСК до 50%+1 акции запланировано на период до 2016 года. «Для выхода на биржу необходимо перейти на международные стандарты отчетности. Мы первый этап уже прошли. На еще один понадобится минимум год», — заявил топ-менеджер. Экс-президент госкомпании Роман Троценко, обсуждая стоимость судостроительного актива, предварительно называл цену в 600 млн долларов за 20-процентный пакет ОСК. На первом этапе, по его мнению, ОСК могла бы разместить 15-20% акций в 2013-2014 годах, чтобы «пощупать рынок». ОСК будет сложнее привлечь инвесторов, чем РЖД, отмечает аналитик Rye, Man & Gor securities Андрей Третельников. Транспортная монополия уже фактически квазипубличная структура, поскольку публикует отчетность по МСФО, и у нее есть публичный долг. ОСК пока отчетности по МСФО не публикует. «Бизнес ОСК не только не отличается информационной прозрачностью, но и в значительной степени заточен на госконтрактах, механизмы привлечения которых не публичны. Эти обстоятельства могут стать серьезным поводом для дисконта компании в глазах инвесторов», — предупреждает он. Масштабная распродажа Помимо РЖД, ранее правительство заявляло о намерении вывести на IPO в 2013 году еще и оператора танкового флота — «Совкомфлот». По мнению министра экономического развития Андрея Белоусова, это будет самым значимым размещением. Слухи о скором первичном размещении акций судоходной компании ходят уже несколько лет, однако проведению IPO сперва мешала несогласованность регуляторов по параметрам размещения, а затем падение ставок на фрахт. В конце сентября первый вице-премьер Игорь Шувалов заявлял о возможности продажи 50% акций «Совкомфлота» двумя траншами. Персонально компания проведет IPO и продаст портфельным управляющим до 25% капитала, а затем еще 25% акций будет продано стратегическому инвестору. В 2013 году на рынок капитала через продажу акций также намерены выйти добытчик алмазов АЛРОСА и банк ВТБ. Кроме того, государство намерено продать стратегическим инвесторам свои пакеты в «Мосэнергострое», авиакомпании «Сибирь», ТГК-5 и Архангельском траловом флоте. В рамках сделки с BP государство продаст 6% акций «Роснефти». Всего по прогнозам Андрея Белоусова в 2013 году правительство получит 260-270 млрд рублей дохода от приватизации.
|