Лукашенко: Россия «кинула» Белоруссию



Лукашенко: Россия «кинула» Белоруссию По словам Лукашенко, Владимир Путин обещал ему, что приоритетом будет Таможенный союз. Фото: АР

Высказывания Лукашенко, как обычно, пополнили местный запас крылатых выражений, а некоторые приведенные белорусским руководителем факты активно опровергаются его критиками и фигурантами высказываний.

Хитом интернета, впрочем, стало фото, распространенное в Twitter пользователем alzimovsky: утомленные ожиданием встречи с президентом корреспонденты спят в глубоких креслах, пристроив рядом микрофон с известным логотипом одного из двух республиканских телеканалов.

Экс-руководитель Национальной телерадиокомпании Александр Зимовский (alzimovsky), переехавший в Санкт-Петербург, вычислил «компромат» на основе собственного журналистского опыта: президент Лукашенко в десятый раз принимает участников пресс-тура из России, и журналистам до встречи с белорусским лидером в течение нескольких дней предлагается интенсивная программа знакомства с достижениями Белоруссии.

В этот раз представители 80 российских СМИ за три дня посетили девять ударных объектов в разных регионах Белоруссии — от фабрики игрушек в Кобрине и центров подготовки олимпийского резерва до Парка высоких технологий.

Пресс-туры финансируются из бюджета союзного государства при содействии Постоянного комитета союзного государства Белоруссии и России и белорусского посольства в Москве.

Россия «кинула»

Александр Лукашенко рассказал, что Россия «кинула» Минск, вступив во Всемирную торговую организацию (ВТО), хотя он предлагал создать «свое ВТО на постсоветском пространстве».

«Вы знаете, что ВТО больше политическая организация. Нас пинали ногами, и Россию, и Казахстан, и Беларусь, и другие постсоветские страны. Знаете, кто пинал и делал все, чтобы нас разодрать. Например, Кыргызстан обнулил свои ввозные пошлины — они их приняли в ВТО, Украина — хенде хох, руки вверх! — и приняли», — объяснил Лукашенко.

По словам белорусского президента, Владимир Путин обещал ему, что «абсолютным приоритетом» будет создание Таможенного союза и Единого экономического пространства, а «ВТО — вторично».

«Через час приходит деятель один (не хочу называть фамилию), который при президенте своем говорит, что приоритет — это ВТО. И я сразу не выдержал: «Владимир Владимирович, как вас понимать? Кто тут прав — президент России или этот человек?» Не хочу называть фамилию, слишком известная. В правительстве его уже нет, но некоторые еще остались. И Владимир Владимирович уже потом без него сказал: «Вы не волнуйтесь, я вот сказал, мы будем выстраивать отношения», — рассказал Лукашенко.

«Что произошло сейчас? Судите сами. Более того, как мне один из министров доложил, с нас уже начинают посмеиваться: ну что, получили?», — заметил белорусский президент.

Обиду на Москву белорусские эксперты отметили и в пассаже о недостаточной поддержке Минска на внешнеполитической арене. «В одном из выступлений я когда-то говорил, что друзей у нас, к сожалению, мало, конкуренция очень сильная. И мы поняли, что никому мы не нужны, и если мы будем порой в этой жесткой борьбе спиной друг к другу стоять и отбиваться или наступать вместе, то успех будет определенно», — заметил Лукашенко.

Политолог Валерий Карбалевич отмечает, что тон высказываний Лукашенко о России был достаточно «миролюбивым и примирительным», в отличие от времен «газовых», «молочных» и прочих «войн», когда белорусский президент резко критиковал недоброжелателей из Кремля.

«Лукашенко апеллировал к имперским комплексам российского руководства и общества — например, в высказываниях о Сталине, практике СССР. Но презентация достижений Белоруссии шла в сравнении с Россией, и Россия проигрывала в этом сравнении», — замечает Карбалевич.

Белорусский президент пообещал восстановить объемы поставок товаров в Москву («Москву мы никому не отдадим!»), рассказал, почему для русских благо продать Белоруссии «Россельмаш», и заметил, что все больше россиян стремятся обустроиться в Белоруссии.

«Политическая система нашего общества ничем не отличается от российской. Может быть, только мы несколько пожестче ведем политику, но на принципах честности и справедливости: да-да, нет- нет, до свиданья», — заявил Лукашенко в Минске на пресс-конференции для представителей российских СМИ.

Находка для шпиона

Сообщение Александра Лукашенко о том, что белорусские трансплантологи только что успешно прооперировали бывшего руководителя израильской разведки, стало своеобразной сенсацией пресс-конференции.

«Только в Беларуси взялись оперировать. Америка отказалась, Германия отказалась, Швеция отказалась… Резонансная же операция. Я говорю: передайте генералу, что мы ничего не гарантируем, как и любой врач, но сделаем все для того, чтобы сделать все по современным технологиям. Если хотите, возьмите с собой консультанта. Привезли какого-то светилу, который много сделал операций. Он смотрел, как делают, в конце сказал: ребята, я здесь не нужен», — рассказал Лукашенко.

Сообщение стало новостью для посольства Израиля в Минске. «Скорее всего, это происходило в частном порядке. Мы к этому не причастны», — заявила пресс-служба дипмиссии агентству БелаПАН.

Президент также сообщил на пресс-конференции, что белорусские пограничники перестали останавливать нелегалов, стремящихся попасть в Западную Европу.

«Все, что идет из Афганистана, мы за собственный счет ловили здесь, держали, возвращали в Россию. Десятки тысяч людей в год. Мне дали справку — это радиоактивные и взрывчатые вещества, наркота. Мы это отсеивали. Зачем нам это надо? Они же не к нам идут», — объяснил Александр Лукашенко.

«Они (Евросоюз) нас шпыняют постоянно. Мы такие-сякие. А мы их защищай… Ребята, платите деньги — будем и дальше защищать границу. Не будет денег — у нас нет возможности в таком ключе работать. Деньги платите — будем охранять», — заявил Лукашенко.

«Вот мы им показали, что такое Беларусь», — добавил глава белорусского государства.

Богатые плачут

Говоря об условиях приватизации в Белоруссии, президент вспомнил о принятом им на днях решении вернуть в управление государства крупнейшие кондитерские фабрики «Спартак» и «Коммунарка», значительной долей акций которых владел американский бизнесмен белорусского происхождения Марат Новиков.

«Этот Новиков потерял свои предприятия. Да черт с ним, он наварил на них сотни миллионов долларов. Как пришло, так и ушло», — заметил Лукашенко.

«Мы не против частной собственности, если есть предпринимательство или частная инициатива. Но я не хочу, чтобы то, что принадлежит всему народу, чтобы пришел пацан в 28 лет и купил его», — заявил Лукашенко, рассказав, что распорядился отменить списки предприятий, которые предполагалось приватизировать.

Лукашенко сказал, что готов продать России белорусские нефтеперерабатывающие заводы, но только при условии, что Москва допустит Минск к добыче нефти и газа на своей территории.

Белорусский президент признал, что потенциальные инвесторы не выражают желания купить активы белорусских компаний за их «реальную рыночную стоимость». И рассказал, что, сбивая цену пакета «Беларуськалия» (Минск оценивает компанию в 30-32 млрд долларов), российские олигархи предлагали ему взятку в 5 млрд долларов.

«Хотят купить за 15 миллиардов долларов некоторые ваши олигархи, — сообщил Лукашенко российским журналистам. — Некоторые одурели и предложили одному вхожему ко мне богатому российскому человеку: вы ему (Лукашенко) скажите, вот 10 миллиардов платим, а 5 миллиардов — ему, куда скажет».

«Я говорю — Миша, я не буду на тебя наручники надевать, но ты больше ко мне с такими идеями не приходи», — рассказал Лукашенко.

Какого Мишу послали «одуревшие» олигархи к Лукашенко, тут же попыталась выяснить белорусская негосударственная пресса. Так как в минувшем месяце компанией российского олигарха Михаила Гуцериева были презентованы планы строительства в Белоруссии нового калийного комплекса, от намека Лукашенко пришлось открещиваться представителям «РуссНефти».

«Это какая-то чушь. Зачем предпринимателю, которому белорусское правительство доверило реализацию одного из крупнейших инвестиционных проектов, заниматься такими вещами, рисковать?» — цитирует представителя «РуссНефти» белорусский портал TUT.BY.

Но обсуждение пикантной новости уже распространяется по схеме «нет дыма без огня». Белорусские эксперты напоминают, что спецпредставителем «РуссНефти» в Белоруссии недавно стал экс-глава белорусского МИДа Сергей Мартынов, а российский олигарх Гуцериев не скрывает дружбы с Лукашенко и в одном из своих интервью признавался, что в 2007 году убегал из России в Лондон через Минск.

Личная скромность

К поискам таинственного российского олигарха местную прессу подвигло и признание Лукашенко о преподнесенном ему в один из дней рождения автомобиле «Майбах». «Майбах», по словам Лукашенко, стоит в «гараже государства» и не используется.

«Неделю назад я спросил: где эта машина? Там дверь перекошена, ее ремонтировали. Недавно водитель сказал: «На "Коммунарку» поедем, но я не стал ее брать». Даже водитель понимает, что президента нельзя на этой редкой машине возить», — рассказал Лукашенко.

«Я далеко отстал от Владимира Ильича и Иосифа Виссарионовича. Мне до них еще топать и топать», — заявил Лукашенко, призвав присутствующих «гордиться тем, что у нас была советская империя».

«Пройдет еще полвека, как же нас будут оценивать, меня? Если начнут поддерживать тенденцию, как на Западе, так я — хуже Сталина: ходил по улицам, ловил людей, кушал их, особенно женщин. Будут демонизировать, как Сталина и Ленина», — иронизировал белорусский президент.

Но заявление о том, что именно он, Лукашенко, вывел из страны ядерное оружие, эксперты уже назвали грубым пиаром.

«Это было сделано при Станиславе Шушкевиче, руководившем Верховным Советом Белоруссии, Лукашенко в том парламенте был рядовым депутатом. Американский президент Клинтон тогда высоко оценил добрую волю Минска, отметив своим визитом в Белоруссию этот акт», — напоминает политик и правозащитник Людмила Грязнова.

«Лукашенко, к слову, не однажды, уже будучи президентом, критиковал Шушкевича за то, что Белоруссия утратила ядерное оружие и не может «на равных» разговаривать с Западом. Зачем Лукашенко, историк по образованию, сейчас говорит иначе? То ли забывает, то ли пиарится в зависимости от обстоятельств», — добавляет Грязнова.

Откровения Лукашенко

Эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич отмечает, что на пресс-конференции в Минске Лукашенко пытался говорить «на одном языке с аудиторией». «Он и раньше не отказывал себе в крепком словце, но нынче концентрация этих выражений была большей. Он уверен, что люди из российских регионов поймут его правильно», — замечает Карбалевич.

Вот несколько цитат из более чем четырехчасовой пресс-конференции Александра Лукашенко представителям российских СМИ.

— «Такого позора нации я не видел, как играла наша сборная, хоть и с чемпионами [о проигрыше белорусов испанской сборной]. Простите, обкакавшись выйти на поле, с дрожащими руками и ногами… Я включил административный ресурс — соберем людей для этой сборной и посмотрим, как сыграем. Вот, собрали народ, 40 тысяч человек на трибуны, и что получили?"

«Я посмотрел «Кубок Кремля», на трибунах — два человека… И организация, и спортсмены хорошие, а трибуны пустые, стыдно, честное слово. Отдайте Кубок Кремля нам, будет Кубок Кремля Беларуси».

О Pussy Riot: «Здесь надо реагировать так, чтобы на ровном месте не создавать проблем. Во-вторых, так, чтобы из дерьма не делать героев… Тут, конечно, надо было прежде всего подумать или посоветоваться с нами — у нас есть горький опыт работы с такими политическими группами».

«Армию мы практически модернизировали и реформировали. Конечно, не хватает денег на поддержание техники и обновление. Тут мы, конечно, на Россию очень надеемся, потому что в принципе это российская армия. Мы сами себя даже защитить не сможем в одиночку».

«Я прямо сказал военным: там, где нужны контрактники, набирайте. Но там, где мужики должны служить так, как мы с вами служили, они должны служить. Потому что ни одной девушке, женщине замуж не за кого будет завтра идти. Что это за мужик, который в армии не служил? Это же проблема».

«Мы заплатили дорогую цену за ЕЭП и строительство ЕЭС, но Россия вступила в ВТО. Конечно же, хотим мы этого или нет, нам надо привыкать не просто работать, а, видимо, сражаться в этих условиях».

«Я, знаете, от косы, от плуга, от сохи пришел. Я в этой жизни не сын министра обороны и не президента. Так, как и многие здесь сидящие, мы эту жизнь видели».

Татьяна Мельничук
Русская служба Би-би-си, Минск



Лукашенко: Россия «кинула» Белоруссию

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей