Фото: MPBecker/flickr.com Минфин завершил работу над законопроектом о финансовых омбудсменах (проект федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг») и направил его на согласование в различные ведомства. Этот документ изначально планировалось внести в Госдуму еще в весеннюю сессию, однако его разработчикам потребовалось больше времени на согласование и урегулирование ряда спорных моментов. Если профильные ведомства в целом одобрят законопроект, то до конца осени его отправят в нижнюю палату. Как ожидается, ведение института финансового омбудсмена разгрузит суды от рассмотрения небольших несложных дел. То есть финансовый омбудсмен — это третейский судья, который может урегулировать большинство предъявляемых банкам претензий со стороны потребителей, не доводя до судебных тяжб. По сути, этот институт уже ведет свою работу на протяжении почти двух лет — с 2010 года. Он был организован под эгидой Ассоциации российских банков (АРБ). Первые полтора года должность финансового омбудсмена занимал Павел Медведев, однако после его ухода кресло до сих пор пустует. Экспертное сообщество не раз обращало внимание на то, что законодательная база деятельности финомбудсмена пока не отрегулирована. Нередко это приводит к тому, что кредитные организации могут попросту игнорировать его обращения. Несмотря на это, из поступивших за два года около 8 тысяч обращений, большая часть была все же отрегулирована. По словам генерального директора микрофинансовой организации «Финотдел» Татьяны Юриной, после разбора ситуаций с омбудсменом большинство граждан отказываются от своих финансовых претензий. Специализация и экспертиза Согласно законопроекту, разработанному Минфином, финомбудсмена предлагается наделить правом привлекать независимых экспертов к рассмотрению обращений, а также организовывать независимую экспертизу. По замыслу разработчиков, финансовый защитник займется урегулированием споров с частными клиентами банков, страховых компаний, а также других финансовых организаций, в том числе ломбардов. Финансовый омбудсмен займется рассмотрением споров в диапазоне от 100 до 500 тысяч рублей (верхняя планка зависит от сегмента рынка). Споры будут разделены между финансовыми уполномоченными по сегментам рынка, таким как банковский сектор, страховой рынок, рынок ценных бумаг и рынок иных финансовых организаций. Причем трудовыми, семейными, административными, налоговыми спорами, а также спорами, затрагивающими интересы третьих лиц финомбудсмен заниматься не будет. Граждане могут обращаться к финансовому уполномоченному не только для разрешения имущественных споров, но и для получения правовых консультаций, связанных с оказанием потребителю финансовых услуг. Обратиться с заявлением в службу можно будет в течение двух лет с момента окончания оказания финансовой услуги или прекращения обязательств по гражданско-правовому договору, по которому такая услуга предоставлена, при условии, что срок исковой давности по соответствующему требованию заявителя не истек. Финансовый уполномоченный вправе требовать от сторон предоставления дополнительных документов, необходимых для правильного и полного рассмотрения обращения. Но отказ сотрудничать не помешает ему выносить решения, говорится в законопроекте. Решение, принятое омбудсменом, будет обязательным для исполнения финансовой организацией. Орган государственный, деньги — частные Несмотря на то, что институт досудебного рассмотрения споров учреждается государством, финансироваться он будет за счет участников рынка, но не напрямую. Финансирование омбудсмена участниками рынка будет определяться из расчета 1 тысяча рублей за рассмотрение одного спора. Если за год в отношении той или иной организации споров окажется слишком много, ставка будет удваиваться. Консультации и рассмотрение споров для граждан будут бесплатными. А стоимость услуг независимых экспертов, привлеченных к рассмотрению обращения, будет оплачиваться службой финансового уполномоченного. Старший юрист юридической компании «Приоритет» Анна Лаврухина в беседе с BFM.ru обратила внимание на способ финансирования института финансовых управляющих: «Участники рынка должны будут платить своего рода «государственную пошлину» за рассмотрение каждого дела в отношении участника. Причем чем больше заявлений будет подано на конкретного участника, тем выше будет плата за рассмотрение каждого дела. Хотя в части потребительских споров это не является новшеством. Так, в соответствии с Налоговым кодексом РФ и Законом «О защите прав потребителей», при подаче в суд иска о защите прав потребителей, заявитель не платит государственную пошлину, но она впоследствии в случае удовлетворения иска взыскивается с ответчика, например, банка». По словам Лаврухиной, прямое финансирование службы участниками рынка противоречило бы самой сути государственного учреждения. Но и при нынешней схеме велика вероятность лоббирования новой финансовой службой интересов далеко не потребителей, а именно финансовых организаций, считает эксперт. «Кроме этого, с финомбудсменами, как и с любыми другими контролирующими организациями, финансовые организации «будут дружить», как сейчас это происходит с Роспотребнадзором. Соответственно, чтобы избежать коррупционной составляющей, на мой взгляд, крайне необходимым является тщательно продумать институт мотивации эффективной некоррупционной работы омбудсмена и его ответственности в случае вынесения решения, не соответствующего закону», — отметила Анна Лаврухина. Согласно законопроекту, право обратиться к финансовому омбудсмену имеет любой гражданин. И не важно, есть ли соответствующий пункт в договоре, заключенном между ним и организацией. А в случаях, когда финансовый институт будет пытаться это право ограничить в договоре, это положение можно будет считать недействительным, поскольку это нарушает законные права граждан, отмечается в законопроекте. Больше половины потребителей финуслуг считают себя незащищенными В июле этого года Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело исследование, согласно которому половина (50%) россиян считает, что их права как потребителей финансовых услуг не защищены. При этом подавляющее большинство опрошенных (91%) признались, что не знают, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг. Защищенными на этом рынке чувствуют себя чуть более трети россиян (38%). «Данная ситуация говорит о неэффективности сложившейся системы защиты прав потребителей финансовых услуг и острой необходимости ее совершенствования», — считает генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева. Старший юрист юридической компании «Приоритет» считает, что на сегодняшний день у россиян есть большая потребность в консультантах-специалистах, которые бы давали объективные и правильные консультации в сфере финансовых услуг: «Сама по себе эта сфера — довольно сложная для понимания обычным потребителем. Поэтому зачастую условия, на которых потребители вступают в правовые и финансовые отношения с финансовыми организациями, оказываются кабальными именно для потребителя. Но вводимый институт финансового уполномоченного будет востребован только в том случае, если законом будет предусмотрена обязательность досудебного разрешения финансовых споров у омбудсмена, а обращение в суд станет дорогим удовольствием».
|