Фото: mksystem/flickr.com Россия может позволить себе расходы на социалку и оборону лишь в том случае, если ВВП страны будет расти на 4–4,5% в год. Об этом сообщил министр экономического развития Андрей Белоусов. При этом он подчеркнул, что «4-4,5 процента — это тот минимальный уровень, который позволяет нам сбалансировать социальные обязательства, оборонные расходы с нашими ресурсными возможностями». Он также отметил, что инерционная модель развития, которая была у нас до кризиса, даст нам рост ВВП всего на 2%. «Эта величина нас абсолютно не устраивает: простые расчеты показывают, что, двигаясь темпом два процента в год, мы просто не сможем сбалансировать социальные обязательства с ресурсными возможностями», — подчеркнул министр. Общие расходы федерального бюджета Росси в 2013 году составят 13,39 трлн рублей. Такие данные содержатся в «Основных направлениях бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов». Почти треть этих денег будет израсходована на обеспечение национальной обороны и безопасности. Так, расходы по разделу «Национальная оборона» в 2013 году вырастут на 25,8%, с 1,864 до 2,346 трлн рублей, составив 17,5% всех расходов казны. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) вырастут сразу на 24,4% — с 136,9 до 170,3 млрд рублей. Впрочем, их доля в общей расходной части бюджета останется прежней, всего 1,3%. Объем расходов бюджета на реализацию статей в сфере социальной политики составит в 2013 году 3,901 трлн рублей, в 2014 году — 4,009 трлн рублей и 4,197 трлн рублей в 2015 году. Дефицит бюджета в 2013 году превысит 521 млрд рублей. Рост российского ВВП в 4-4,5% в 2013 году реален только при цене на нефть в 110 долларов за баррель и стабилизации мировой экономики, считает старший аналитик УК «КапиталЪ Управление активами» Виктор Марков. По его мнению, в случае ухудшения финансовой ситуации в еврозоне достичь правительству заявленных темпов ВВП будет проблематично, так как продолжится отток капитала из страны. Этот прогноз Белоусова — инструмент борьбы между МЭР и Минфином за бюджет, полагает заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников. Он подчеркивает, что бюджет 2013 пока не утвержден, и МЭР лоббирует рост государственных расходов для наращивания экономического роста, а Минфин требует ужесточения расходов. Но при этом правительство настаивает, что социальные обязательства должны быть выполнены даже при дефиците бюджета в 1,5–2%. Во втором квартале 2012 объем ВВП, по данным Ростата, в текущих ценах составил 14 571,1 млрд рублей. Однако существует ряд проблем, которые могут ухудшить ситуацию. Первая из них — снижение уровня добычи нефти, полагает начальник управления инвестиционных операций Ланта-банка Олег Поддымников. Это связано с тем, что новые месторождения в перспективе будут только компенсировать истощающиеся, и добыча стабилизируется на уровне примерно в 110 млн тонн в год. Соответственно, и рост ВВП должны обеспечить другие отрасли», отмечает аналитик. Вторая причина — существенно выросший объем бюджетных расходов. Если до кризиса они составляли 16% ВВП, то сейчас выросли примерно до 21%, добавляет Поддымников. В случае выполнения бюджета с дефицитом в размере 521 млрд рублей залатать дыру можно при помощи привлечения займов и приватизации перспективных предприятий, полагает Виктор Марков. Сегодня важной задачей для правительства становится не просто сокращение дефицита, а снижение ненефтегазового дефицита — поскольку дальнейшее развитие российской экономики связано с ростом именно ненефтегазовых отраслей, отмечает аналитик. Способов выполнить бюджет, не сокращая расходов, у государства много — можно, например, распечатать резервный фонд, можно нарастить государственный долг, поскольку он сейчас небольшой, добавляет Андрей Верников. Верхний предел государственного внутреннего долга России на 1 января 2014 года должен составить 6,569 трлн рублей, государственного внешнего долга — 66,2 млрд долларов, или 53 млрд евро. Андрей Верников подчеркивает, что вопрос о том, кто прав — МЭР или Минфин — зависит исключительно от цены на нефть в следующие годы. «Если нефть будет на высоких уровнях, а государственные расходы не вырастут уже сейчас, то получается, что страна потеряет годы, затянув необходимую ей модернизацию. В этом случае, что прав МЭР. Если же нефть будет на низких уровнях, то прав Минфин, — ужесточив расходы, мы сохраним ресурсы для кризисного времени», — говорит Верников Правительству надо стимулировать остальные сектора экономики, чтобы в дальнейшем снизить зависимость страны от сырьевых цен, отмечает Виктор Марков. Вместе с тем, стоимость нефти в 2013 году ожидается на уровне 100–110 долларов за баррель, что станет хорошим подспорьем для выполнения правительством бюджетных программ.
[img=left]http://www.bfm.ru/stat.php?document_id=195424[/img] |