Экспертно-консультативная группа Счетной палаты обсудила положение дел в области межбюджетных отношений, сообщает финансовое учреждение. Группа, в которую вошли ведущие российские экономисты, создана в рамках подготовки заключения Счетной палаты на проект федерального бюджета на 2013-2015 годы. Как напомнил зампредседателя палаты Валерий Горегляд, основными задачами в сфере управления межбюджетными отношениями в рамках бюджетной политики на 2013-2015 годы являются финансовое обеспечение перераспределения полномочий между уровнями власти, обеспечение сбалансированности бюджетов, увеличение межбюджетных трансфертов в рамках ключевых направлений государственной политики и повышение предсказуемости их распределения. По его словам, доходы и расходы консолидированных бюджетов регионов планируется увеличить к 2015 году относительно текущего года на 26% при сохранении общего дефицита этих бюджетов. Объем межбюджетных трансфертов за эти три года планируется сократить более чем на 15%. Так, доля трансфертов в доходах консолидированных бюджетов снизится почти вдвое — с 19,2% в 2011 году до 11,1% в 2015 году. В то же время доходы бюджетов 15 регионов сформированы более чем наполовину за счет безвозмездных поступлений. Горегляд напомнил, что президент Владимир Путин в своем бюджетном послании предложил изменить структуру бюджетных расходов в пользу тех, что направлены на развитие, в частности, расходов на инфраструктуру. Счетная палата, в свою очередь, неоднократно указывала на необходимость повышения роли межбюджетных трансфертов долгосрочного инвестиционного характера, которые направлены на повышение налогового потенциала регионов. Сейчас, однако, основную долю в общем объеме трансфертов до сих пор составляют трансферты на обеспечение текущих расходов. По мнению Горегляда, если ситуация не изменится, слаборазвитые регионы продолжат зависеть от федеральной финансовой помощи и у них не будет мотивации к развитию. Он отметил, что по уровню бюджетной обеспеченности — до межбюджетного выравнивания — региональная дифференциация между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными регионами составила в 2011 году 5,8 раза, а по прогнозу на 2012-2014 достигнет около 6,2 раза. Как отмечают в палате, сейчас в распоряжении регионов остается лишь 37% сформированных там доходов: 63% поступают в федеральный бюджет, а из этой части около 1/5 части вновь возвращается в регионы в виде межбюджетных трансфертов. Негативное влияние сложившегося механизма перераспределения сильнее других ощущают именно развитые территории, которые передают в федеральный бюджет от 55% до 85% доходов. Горегляд предложил рассмотреть вопрос о расширении числа налогов и сборов, закрепленных за региональными и местными бюджетами на постоянной основе, а также об установлении нормативов отчислений и размеров ставок от федеральных налогов и сборов для зачисления этих доходов в региональные бюджеты. По его словам, «это могло бы создать бы доходную базу для самостоятельного решения территориями задач развития». Бюджетное послание президента также предполагает поэтапную отмену льгот по региональным и местным налогам, установленным на федеральном уровне. По словам замглавы Счетной палаты, если по отмене льгот на уплату регионального налога на имущество организаций конкретные предложения на 2013-2015 годы уже внесены, то конкретных сроков введения налога на недвижимость физлиц проект налоговой политики на 2013-2015 годы не предполагает. По мнению Горегляда, нужно оптимизировать нынешнюю систему налоговых льгот и освобождений, в частности, ежегодно формировать перечень неэффективных налоговых льгот. Кроме того, в палате считают, что при исполнении региональных и местных бюджетов сохраняются риски, связанные с высоким уровнем долговой нагрузки. Так, в этом году расходы регионов на обслуживание долговых обязательств вырастут в годовом исчислении на 31% до 99 млрд рублей. Как считает глава Центра фискальной политики Галина Курляндская, заменить дотации федерального бюджета приращением налоговой базы регионов в ближайшем будущем невозможно. «Слишком велики экономические и инфраструктурные диспропорции между территориями, — пояснила эксперт. — За бедным регионом, где нет налоговой базы, можно закрепить хоть НДС — толку не будет». По ее словам, нужно установить четкие прозрачные правила распределения межбюджетных трансфертов с внятным обоснованием соответствующих решений. По мнению эксперта фонда «Институт экономики города» Марины Масловой, прежде чем приступать к реформе межбюджетных отношений, следует получить внятную картину реального расклада налоговых источников и налоговых доходов в регионах и муниципалитетах. Сегодня, по ее мнению, власти такой картиной не располагают. Как считает Горегляд, государство добилось «неоспоримых успехов» в развитии системы межбюджетных отношений, однако это не отменяет необходимости создания эффективных методик оценки бюджетной обеспеченности регионов и прозрачных схем распределения межбюджетных трансфертов. Он порекомендовал правительству сосредоточиться как на распределении федеральной помощи регионам, так и на создании условий и предпосылок роста их налоговой базы.
|