Фото: AP Российская оружейная столица Ижевск поставляет свою продукцию во все страны мира. Сегодня значительная часть продукции знаменитого Ижевского машиностроительного завода, выпускающего автоматы Калашникова АК-47, закупается США. Несмотря на боевую историю этого навоевавшегося автомата — или как раз по этой причине — американские охотники, коллекционеры и сторонники ношения оружия скупают автоматы Калашникова и карабины «Сайга», которые созданы на базе АК. Как отмечает The New York Times, спрос такой активный, что за последние годы «Ижмаш» все больше переориентируется с военной продукции на гражданскую. В США продажи различных модификаций семейства «Сайга» выросли в прошлом году на 50%, пишет издание со ссылкой на источники в руководстве «Ижмаша». США — крупнейший рынок гражданского оружия, во многом это связано со сравнительно либеральным режимом в выдаче разрешений на его ношение. Российская продукция по состоянию на прошлый год составляла малую долю на этом огромном рынке объемом в 4,3 млрд долларов, но продажи «Сайги» увеличиваются быстрее, чем обороты в целом — в 2011 году он вырос на 14%. Один из американских покупателей в интервью заявил, что более надежного и безотказного оружия в мире не существовало. The New York Times при этом отмечает, что спрос на новые автоматы Калашникова «иссякает». «Простое, долговечное, относительно дешевое в производстве» — этого оружия было выпущено за многие десятилетия около 100 млн единиц, то есть примерно по одному автомату на каждые 70 человек населения планеты. Резервы избыточны, вторичный рынок огромный, кроме того, многих покупателей «перехватывают» китайские копии. Но американцев российское оружие привлекает, прежде всего, своей надежностью, пишет The New York Times. «По качеству и универсальности они намного превосходят все другие модели на рынке», — говорит один из обладателей «Сайги». Издание отмечает, что в США «Ижмашу» не грозит ценовая конкуренция со стороны китайских производителей: с 1994 года федеральное правительство ввело запрет на большую часть импортного китайского легкого огнестрельного и нарезного оружия. Продажи «Сайги» в США — важная составляющая бизнес-модели завода с производством «гражданского» оружия в промежутках между выполнением госзаказов на боевые автоматы. Как отмечает The New York Times, примерно 70% продукции сейчас выпускается именно гражданского профиля, тогда как два года назад эта доля составляла 50%. И около 40% из общего объема выпуска невоенного назначения экспортируется в США. «Это означает, что американцы закупают примерно столько же единиц продукции «Ижмаша», сколько российская армия и полиция», — комментирует The New York Times. Основная проблема на «Ижмаше», как и на многих других российских оборонных предприятиях, заключалась в том, что объем загрузки был намного ниже расчетного потенциала, который фактически мог бы покрывать потребности в вооружении на случай сухопутной войны между сверхдержавами, подчеркивает издание. Продажи продукции гражданского назначения в США фактически помогают финансировать переоснащение завода для выпуска новой модификации АК-12, в итоге удешевляя потенциальные его закупки для Кремля, подчеркивает The New York Times. Как сообщали информагентства, до конца 2012 года планируется завершить заводские испытания нового автомата, а в 2013 году представить его на государственные испытания, после которых автомат будет принят на вооружение российской армии и запущен в серийное производство.
|